{4F805597-AC32-42F4-9EE2-BAD88CE3B8B2} Еврейская демография
Поиск Расширенный поиск
Главная   Израиль для вас   Алия и абсорбция   Еврейское сионистское образование   Представительства и наши партнёры  
Вы находитесь здесь :   Еврейское сионистское образование Еврейский мир Еврейская демография
О нас
Еврейское государство
Еврейская история
Еврейская жизнь
Еврейский мир
Синагоги СНГ
Дополнительные материалы
Наши программы
Представительства в СНГ
Таглит
       ЕВРЕЙСКАЯ ДЕМОГРАФИЯ

 

Стив Исраэль

Оглавление:


      Также, читайте
    :
    Демография постсоветского еврейства

1. Введение

Едва ли не самые запутанные вопросы относительно современного еврейского мира связаны с демографией .

  • Каково на сегодня реальное количество евреев в мире?
  • Что происходит с еврейским населением в различных точках   Земного шара?
  • Как влияют связи еврейской диаспоры с населением Израиля на общие процессы, происходящие в еврейской демографии?

     Казалось бы, демография – это наука, оперирующая цифрами. Однако, при всей важности количественных показателей, самые главные демографические проблемы глубоко скрыты в недрах истории, экономики, социологии и т.д.

  • Каково значение количественных показателей?  
  • Какова, в общем, природа изменений демографического баланса между государством Израиль и диаспорой?
  • Какие тенденции определяют эти изменения?
  • Как спроецируются сегодняшние демографические показатели в будущее?
  • И, наверное, самый сложный вопрос для тех, кто посвятил свою жизнь проблемам еврейской демографии, кто именно является объектом их исследований?
  • Иными словами, - кого считать евреем с точки зрения демографической статистики?

     Эти вопросы, поставленные современностью перед еврейским миром, мы попытаемся осветить в данной публикации. Для уточнения формулировок, постараемся рассмотреть их в нескольких плоскостях: в общем контексте еврейской истории, в истории современного иудаизма, в часности, и -   в связи с существующим сегодня еврейским социумом. По нашему мнению, только таким путем можно понять значение сухих цифр и статистических выкладок.


В современном мире у весьма немногих народов (если таковые вообще существуют) географическая мобильность сыграла настолько важную роль в их историческом развитии. Евреи – это традиционно кочующий народ еще со времен библейских Праотцев. В последнее тысячелетие еврей, как прототип скитальца, закрепился в сознании большей части человечества. Даже поверхностное знакомство с ТАНАХом показывает, что несмотря на идею крепкой корневой связи евреев с Землей Израиля, количество их вынужденных скитаний вдали от родины – выходит за рамки обычного для других народов. Праотцы – скитались, колена – скитались и народ изгонялся на чужбину не один раз, еще до конца эпохи Второго Храма – окончательного изгнания евреев со своей земли (70 г. н.э. по христианскому летоисчислению). Вопреки исторически недостоверной трактовке событий, будто бы евреи покинули свою родину только после разрушения Храма, следует отметить, что в этот период численность евреев, живущих в рассеянии, была выше, чем число евреев, живущих в Земле Израиля. На пороге первого тысячелетия нашей эры евреи жили во всей Римской Империи, и уж без сомнения, - в Азии и Северной Африке. По оценкам специалистов, еврейское население в мире в этот период насчитывало от 5.4 до 7 млн. человек.

     Убыль еврейского населения после разрушения Второго Храма была компенсирована в течении одного-двух поколений. Во-первых, тем, что большинство евреев уже жили за пределами Иудеи, и, во-вторых, тем, что евреи из крупных центров страны смогли ее покинуть. Естественно, что не все евреи оставили Землю Израиля. Об этом свидетельствует процесс создания "Мишны". Он завершился приблизительно в конце 200 г.г. н.э. К этому времени возросла значимость "старой" еврейской общины в Вавилоне, а еврейская жизнь в Иудее пришла в упадок. Новые силы еврейская община на Земле Израиля обрела почти две тысячи лет спустя   - в 20 веке. А до этого – уделом евреев было лишь изгнание и множество центров еврейской жизни в различных частях мира, которые возникали и уходили в небытие. Иногда образовывались крупные еврейские центры, связанные с другими такими же и существовавшие на протяжении нескольких поколений. В 16 веке такой центр еврейской жизни возник и на Земле Израиля. Время его существования, по меркам истории, было весьма коротким – всего два поколения, но его значение в еврейской истории трудно переоценить.

     Итак, у нас есть общая картина: тысячи лет центры средоточения еврейского населения находились, как правило, в странах рассеяния. Эти центры отличались большим разнообразием. Когда пришла в упадок община в Вавилоне, возникли и окрепли центры в Испании и германоязычных государствах (Ашкеназ). Оттуда, в связи с реальной опасностью их существованию, они переместились в Северную Африку и на территорию средневековой Польши. Позднее евреи "освоили" Северную и Западную Европу, а затем, и новый континент – Америку.
С освоением американского континента обозначился новый поворот в истории еврейских общин.

     В общем, в контексте нашей темы, об эпохе Средневековья следует сделать два замечания:

а). Во-первых, нет сомнений, что в это время еврейское население объективно переживало значительную количественную убыль. Например, по оценкам специалистов, к 15 веку численность евреев во всем мире составляла приблизительно 1 млн. человек.

б). Во-вторых, в преддверии Нового времени (эпоха Возрождения), большая часть еврейского населения была сконцентрирована в странах Востока. Так среди миллиона евреев, живущих во всех странах мира в 15 веке, только 30% (300.000 чел.) приходится на страны Европы.

     С началом Нового времени, с 18 века и далее, положение стало изменяться. Этот процесс шел в двух направлениях: росли абсолютные цифры и с их ростом росло относительное количество евреев Европы в общем количестве всего еврейского населения мира. По оценкам специалистов, в начале 18 века в мире жило 2.5 млн. евреев. Из них – 1.5 млн. человек – в Европе.

     К концу 19 века   в мировой демографии сложились условия, которые до сегодняшнего дня определяют основы существования еврейского мира. В это время крупный еврейский анклав в странах Восточной Европы буквально "выбросил" миллионы евреев в Северную Америку (В меньших количествах - и в Южную), в общем, в англоязычный мир. И, в конце-концов, этот же анклав "поставил"   в очень значительных количествах (хотя об этом можно спорить) еврейских репатриантов на "старую-новую" родину – в Землю Израиля.

     С этого момента мы приступаем к детализации темы.

      Шесть последующих   разделов публикации посвящены различным социально-историческим событиям, которые, по нашему мнению, оказали большое влияние на процесс формирования современной демографии еврейского мира. В изложении этих вопросов мы будем придерживаться исторической последовательности:


2. События в России в конце XIX века

Известный факт – 1881 год открыл в еврейской истории новую страницу. Это время характеризуется социальными потрясениями, чьи волны докатились и до еврейской общины Восточной Европы, которая была насильно сконцентрирована в "черте оседлости". Эти районы находились в Западных областях Российской Империи, и большинство евреев законами государства было вынуждено проживать там без права покидать эти территории. Началом событий, произошедших в 1881 году, стали интенсивные демографические и идеологические подвижки, происходящие в еврейской общине. Количественный рост и идеологизация еврейского мира изменили его навсегда.

     Среди тех, кто знаком с фактами, бытует мнение, что основная причина изменений, произошедших в еврейской общине – это погромы евреев, начавшиеся в этом же году после убийства русского царя Александра Второго. В убийстве, в основном, обвиняли евреев. Действительно, это был повод для погромов. Однако, погромы стали лишь ускорителем тех духовных поисков новых основ существования еврейской общины, которые уже начались в еврейской среде к этому времени и больше уже никогда не прекращались. И еще одно замечание: говоря об этом переломном годе, нельзя упускать или недооценивать еще один важный фактор – демографию.

     Погромы в Восточной Европе в 19 веке были направлены против еврейской общины, которая агонизировала от голода. Основной причиной такого положения был демографический взрыв в этих общинах. В экономическом отношении вся Восточная Европа и, в особенности, районы черты оседлости, были самыми неблагополучными в Европе. В плане экономики еврейская община была самой отсталой. Ограничения евреев в правах и запрет на владение землей вытеснили представителей общины из большой экономики и вынудили заниматься малоприбыльной деятельностью, поэтому общая масса евреев катастрофически нищала. И тем не менее, в общинах Восточной Европы в 19 веке произошел скачкообразный прирост населения. Этому были свои причины, которые до настоящего времени не получили достаточного объяснения.  
   
Разумеется, население увеличивалось на протяжении многих поколений, но за 80 лет с начала 19 века – его рост беспрецедентен. За два поколения показатели выросли более чем на 500% - с около 1 млн. в начале века до 5 млн. в 1980 году.

 

Реакция на кризис: идеология и демография

     Понятно, что в таких условиях экономическое положение еврейской общины стремительно ухудшалось, тем более, что к началу 19 века оно и без того было нестерпимым. В результате, нищета и голод стали в общине обычным явлением. И сама община и ее институты приходили в упадок. И в это время на общину обрушились погромы. Неудивительно, что общий кризис прежде всего отразился на процессах в идеологической сфере и на демографии.

     Идеология. Две реакции на кризис

     Большинство евреев и, в особенности, еврейская молодежь, пришли к осознанию бесперспективности пассивного отношения к происходящему. Идея, что нельзя сидеть сложа руки в слепой надежде на перемены к лучшему эволюционным путем, а необходимо активно брать на себя решение своей судьбы и судьбы своих соотечественников, овладела умами. Многие пошли в революцию, другие – вступили на стезю сионизма.

     Идеологизация еврейской общины в этих двух направлениях происходила очень быстро. Демографические подвижки в общине – шли еще быстрее.

     Демографические изменения в ответ на кризис

     Реакцией на погромы стало решение миллионов евреев Российской Империи и Восточной Европы покинуть этот регион. Сперва уезжали тысячи, затем – десятки тысяч, а под конец – сотни тысяч и миллионы. Они буквально "штурмовали" более безопасные на их взгляд страны. Большинство подавало прошение на право жительства в Америке.

     Евреи называли Америку "золотая страна" ( на идиш – "Ди голдене медина") и воображали, что золото там валяется прямо под ногами. В их представлении это было место, где каждый житель мог разбогатеть и выбиться в люди за очень короткое время. Это был скорее миф об Америке, нежели реальное положение вещей, но этот миф стал фактором, определившим паническое бегство большинства евреев именно в эту страну.

     Интересно отметить, что хотя Америка и была желанной целью почти для каждого эмигранта, многие туда не добрались, а осели в совершенно других местах. На это были разные причины: и недобросовестные билетные агентства, и недостаток средств, и усилия отдельных филантропов, имеющих свои планы в отношении этих переселенцев. Таким образом, многие из них очутились кто в Западной Европе (в основном в Англии), кто -   в Латинской Америке. Однако, очень многие все же добрались до Соединенных Штатов, и за короткое время община выходцев из Восточной Европы стала в количественном отношении самой большой общиной среди всех, уже существующих там, еврейских общин.

     С точки зрения времени прибытия, эта эмиграция стала третьей по счету массовой еврейской эмиграцией в Америку и ничем не отличалась от всех предыдущих. Поэтому новые эмигранты естественно влились в уже существующие общины. Почти все "старые" еврейские переселенцы (из "первой" эмиграции) были сефардами, чьи предки бежали из Испании и Португалии в предыдущих столетиях. Они прибыли в Новый Свет в надежде скрыться от религиозных преследований. Эмигранты второй волны, в основном, прибыли из Центральной Европы в средине 19 века. Эта еврейская эмиграция была обусловлена многими причинами: экономическими, религиозными и политическими. В 70-е годы 19-го столетия   несколько тысяч евреев – жителей Восточной Европы, также переехали на жительство в Соединенные Штаты. Однако это были лишь первые ручейки из того потока, который набрал силу с 1881 года. В общем, в последующие годы на новую "землю обетованную" переселилось более чем 2 миллиона евреев.

     Большинство из этих эмигрантов встретились с суровой, иногда даже страшной, реальностью, совершенно не похожей на те мечты, которые грезились им в России. Принадлежность к самым низшим социальным категориям американского общества стала жестокой участью этих людей. Их нещадно эксплуатировали везде, где требовалась дешёвая рабочая сила. В крупных городах, таких как Нью-Йорк, Филадельфия, Чикаго, и в городах поменьше – возникли большие еврейские гетто – центры нищеты, униженности и других социальных болезней. (Похожие проблемы возникновения еврейских гетто переживали и другие страны. Например: Англия – гетто в Лондоне).

     Здесь уместно отметить, что в этот период процессы урбанизации и пролетаризации происходили во всём мире и затрагивали все слои населения более-менее развитых стран, а вовсе не одних только евреев, иммигрировавших в Америку. Подобные процессы коснулись и той части евреев, которые остались на прежних местах проживания. Важно помнить: несмотря на громадную эмиграцию, из Восточной Европы произошёл всего лишь отток избыточного населения. Его устойчивый рост продолжался до самого начала Первой Мировой войны. Накануне войны евреев насчитывалось 5 млн. человек, притом, что за тридцать предшествующих лет с этой территории эмигрировало 2.5 миллиона.

     Большая часть евреев, остававшихся в Восточной Европе перед войной, была сконцентрирована в больших городах, т.к. здесь наблюдалось быстрое развитие промышленности и торговли. В Одессе, Белостоке, Лодзи и, особенно, в Верше сформировался многочисленный еврейский рабочий класс. В Верше, например, количество проживавших там евреев выросло настолько, что какое-то время её еврейская община была самая многочисленная в мире. В дальнейшем только Нью-Йорк достиг подобных количественных показателей.

     Если взять в общем весь еврейский мир в этот период, то можно сказать, что евреям-ашкеназам (составляющим в нём решающее большинство) пришлось преодолеть большие тяготы и испытания и, в тоже время, эти годы стали для них годами быстрого развития и кардинальных социальных изменений. Эмигранты, прибывшие в города Нового Света и натерпевшиеся ужасов первоначального обустройства, на жизни всего лишь одного поколения ощутили существенные перемены к лучшему в экономических и социальных условиях. В общем, эти евреи были на подъёме. Евреи Восточной Европы, напротив, испытывали всё большие трудности, и только горстке из них удалось улучшить своё положение. Большая их часть оставалась наёмными рабочими. Этому было две причины: экономический спад в регионе и неравноправие евреев, заложенное в законодательстве.


3. Холокост

Несмотря на широчайший спектр ужасов, связанных с Катострофой, её демографические результаты – довольнольно однозначны. Результатом стало, за малым исключением, полное уничтожение евреев в Восточной и Центральной Европе. Относительно уцелели только две общины: в Венгрии (считается, что несколько сотен тысяч человек были спасены в особых, сложившихся там обстоятельствах) и на востоке Советского Союза (районы, где жили евреи и не было немецкой оккупации, и куда успели эвакуироваться сотни тысячь евреев с оккупированных территорий). Европейское еврейство, как основной центр еврейского мира, - полностью погибло. С этих пор карта еврейского мира изменилась совершенно и навсегда. По довоенным данным 1939 года в мире насчитывалось 16.6 млн. евреев. После Катастрофы осталось лишь 11 млн. человек.

     Число уцелевших евреев, которые по окончанию войны подавали просьбы о возвращении домой – в страны Центральной и Восточной Европы – было несопоставимо малым по сравнению с числом тех, кто желал оставить эти места навсегда.

     Погромы, начавшиеся сразу по окончании войны в местах, куда возвращались евреи, многих из них подтолкнули к необходимости поиска других мест проживания – других стран. Довольно сложно назвать точные цифры, но по косвенным данным сотни тысяч евреев, следуя примеру предыдущих поколений, обратили свой взор на Палестину, на новый центр западного еврейства – Америку (включая и южную часть континента), на Западную Европу, Австралию и Южную Африку. В эти годы только в Палестину/Израиль прибыло 150 тысяч евреев, уцелевших в Катастрофе.

     Евреи, уцелевшие в Катастрофе, оказали большое влияние на те общины, куда они прибывали на жительство. Это влияние заключалось в том, что отныне осознание Катастрофы стало важной составляющей еврейской самоидентификации.


4. Сионизм и возникновение Государства Израиль

Сионизм оказал на современную еврейскую историю существенное и многообразное влияние. Трудно назвать такую сферу еврейского существования, на которую в той или иной форме не повлиял бы подъём сионистского движения и, как результат, - создание государства Израиль. Среди прочего, особенно стоит отметить ту демографическую революцию, которая произошла под влиянием практической сионистской деятельности.

     Возникновение в Палестине, на новой-старой родине евреев, большого центра еврейской жизни – это, как оказалось, не только крупное количественное изменение в демографии, но также и качественное её изменение. С этого времени в еврейской демографии обнаруживаются новые направления. К 1800 году в Палестине жили лишь несколько тысяч евреев. За 80 последующих лет эта цифра с трудом выросла до 25.000 человек. А уже с 1881 года, с началом "сионистской" алии, которая стала следствием погромов, положение изменилось.

     По сравнению с многочисленной эмиграцией на Запад, куда за несколько десятилетий после 1881 года выехали миллионы, сионистская алия в Землю Израиля (несколько волн) была небольшой. К 1914 году (конец "второй алии") только 65.000 человек пополнили еврейскую общину Палестины и остались тут. К середине 20-х гг. количество прибывающих значительно увеличилось, а к концу 30-х – цифра выросла до более чем 425.000. В следующее десятилетие прибыли ещё почти 200.000 евреев. Таким образом, в канун провозглашения независимости государства Израиль (1948г), ишув насчитывал более 600.000 человек.

     Для полноты картины не менее важен и этнический состав населения ишува. До всех волн алии, которые привели к существенным геополитическим изменениям в регионе, здесь в подавляющем большинстве проживали евреи-сефарды, не пришлые, а родившиеся   и жившие здесь на протяжении нескольких поколений. Зато практически все олим, за небольшим исключением нескольких значительных групп эмигрантов из Йемена, прибывшие накануне создания государства, были выходцами из Европы. И это не должно нас удивлять. Сионизм – порождение европейской ситуации 19-го века, один из ответов в сфере идеологии на эту ситуацию. Восток в это время не испытал влияния тех факторов, которые обусловили в Европе появление сионизма. Он мирно спал на протяжении сотен лет и начал просыпаться только в 20-м веке. А поэтому, новое еврейское государство, почти исключительно, было создано ашкеназским еврейством сионистской ориентации, тем еврейством, которое восстало против своего нестерпимого положения в сложившейся европейской ситуации.

     Одним из первых решений нового государства стало решение о превращении эмиграции в государственную политику в противовес политике Британии, ставившей непреодолимые препоны эмиграции евреев в Палестину в годы Мандата. Новые репатрианты потекли в страну. В эти годы алия прибывала из двух основных центров: первый – британские фильтрационные лагеря на острове Кипр, куда направлялись беженцы из Европы, уцелевшие в Катастрофе, и второй – множество евреев из стран Востока, которые до этого времени играли лишь второстепенную роль в истории сионизма. На решение восточных общин к "восхождению" в Землю Израиля повлияло сочетание разных причин: с одной стороны – сионистская пропаганда, а с другой – паника, возникшая в общинах как следствие слухов о антиеврейских и антисемитских настроениях, охвативших западные страны в эти годы. Появление еврейского государства, создаваемого по европейской модели, но на идеологической основе сионизма, вызвало бурный протест во многих странах.

     Сотни тысяч евреев из Азии и Африки прибыли в страну после провозглашения независимости. В основном, эмиграция шла из трёх самых больших восточных общин: Ирака (самая большая община), Йемена и Марокко. Они присоединились к алие из Европы, прибывшей чуть раньше, сразу после окончания войны. Это были большие группы евреев из Румынии и Польши. За четыре года после провозглашения независимости Израиль принял 680.000 новых репатриантов. Это произошло за счёт перемещения больших групп населения, составляющих еврейский мир Востока, а также центра и востока Европы. Эти страны после многих столетий и даже тысячелетий совместного проживания, смогли, наконец, избавиться от своих еврейских общин. К примеру: еврейским общинам в Ираке (Вавилоне) и в Йемене насчитывалось к этому времени уже 2500 лет. Так начался закат этих общин в странах рассеяния и их возрождение на земле отцов – в Земле Израиля.

     В первые годы существования государства его еврейское население увеличилось вдвое. Это был очень быстрый прирост. Он обусловил напряженность в обществе и определённые проблемы, которые дают о себе знать в Израиле до настоящего времени. В следующие 30 лет темп алии снизился настолько, что государство уже смогло успешнее с ней справляться. Много евреев продолжало приезжать в 50-е годы, в основном из Польши, Румынии и Марокко, После Шестидневной войны (1967) была значительная алия из стран Запада, особенно из англоязычных стран и стран Западной Европы. В начале 70-х годов, уступив мощному давлению западного мира, Россия разрешила части "своих" евреев выезд в Израиль. Началась алия из Советского Союза. До конца 70-х годов в страну прибыло 140.000 новых   репатриантов. С одной стороны, эта алия явилась победой евреев всего мира. С ней в Израиль приехали известные личности – узники Сиона, которые приобрели популярность в годы борьбы с коммунистическим режимом за право выезда на свою историческую родину. С другой стороны, эта же алия обусловила в стране большую общественную напряжённость из-за сильного недовольства в среде более ранних репатриантов, которые, как им казалось, в сравнении с вновь прибывшими были незаслуженно обойдены государственными льготами. Но это было только преддверие той, намного более мощной волны эмиграции из Советского Союза, которая буквально обрушилась на страну в конце 80-х годов, в последние годы коммунистического режима и советского государства. Пик алии из стран бывшего Советского Союза пришёлся на 1990-1991 годы. К 2000-му году в страну прибыло 750.000 человек.

     Ещё несколько волн эмиграции следует отметить: алия из Эфиопии 1984 года (операция   "Моше") и 1991 года (операция "Шломо"). Эта алия привезла с собой совершенно новый поведенческий тип и принципы повседневного существования, отличные от всего, с чем встречался Израиль до этого времени. Доставка эфиопской общины в страну стала одновременно и причиной для гордости и источником больших проблем. Результаты трудностей   абсорбции ощущаются в общине до настоящего времени. С недавних пор значительно увеличился приток новых эмигрантов из Аргентины и Франции. Эти страны сейчас переживают определённые трудности. Миллионы эмигрантов, прибывшие в Палестину/Израиль подтверждают тот факт, что прошлое столетие (XX в.) можно назвать столетием еврейской эмиграции и, судя по многим источникам, самой массовой в еврейской истории.

Почему все эти люди приехали сюда? Чтобы понять отчего сообщества или отдельные индивиды начинают перемещаться из пункта А в пункт Б, рассмотрим два вида причин: отталкивание и притяжение .

Факторы "притяжения" и "отталкивания"

К факторам отталкивания относится всё то, что вынуждает человека оставить свой дом. К факторам  притяжения – всё, что влечёт его на определённое новое место. Однако, здесь недостаточно простого объяснения, что человек, ощущая внутреннюю потребность, уезжает из пункта А в пункт Б, необходимо ещё объяснить, отчего он выбирает именно пункт Б, а не, скажем, -   Г. Чтобы получить представление о сложности этого вопроса, сделаем краткий анализ причин репатриации в Палестину/ Израиль.

      В первых эмиграционных потоках в основном прибывали люди, которые чувствовали невозможность своего дальнейшего пребывания в Восточной Европе и были увлечены идеей создания еврейского сообщества или даже еврейского государства. У многих из них причиной отъезда явилось желание вести еврейский образ жизни, что было связано с повышенным осознанием значимости еврейства, - идеологические перемены, произошедшие под влиянием сионизма. Но были среди них и те, кто без всякой идеологической подоплёки просто хотели переменить место жительства. Мотивы их эмиграции нельзя назвать сионистскими. Эти эмигранты понимали важность еврейского присутствия   на Земле Израиля, но были совершенно равнодушны к сионистской идее создания на этой земле еврейского государства. По этому признаку еврейское население делилось на две группы. Обе группы были солидарны в признании необходимости оставаться на Земле Израиля, но имели различные представления о том, что же такое – Израиль, - цель их стремлений. Столкновение интересов этих групп в последствии породило множество конфликтов. Даже после создания государства, в Израиль продолжали прибывать евреи, которые ехали сюда вовсе не из-за того, что еврейское государство, наконец, существует, а вопреки этому!

     Многие приезжали в Палестину/Израиль в силу обстоятельств, выталкивающих их за пределы родины и из-за отсутствия лучшего выбора. Алию 30-х годов из Центральной Европы , например, правильно будет определить как алию беженцев от Гитлера и фашизма. В большинстве своём эти люди не были активными сионистами. Они бы были очень не прочь остаться своими общинами на прежних местах проживания, и остались бы, если бы обстоятельства не вынуждали к отъезду. В Палестину они прибывали также вынужденно, так как Палестина оставалась одним из немногих мест в мире ещё открытых для них и доступных для эмиграции. Так было до того момента, пока британские власти не ввели жесткие ограничения на въезд евреев. Однако, как только европейские эмигранты прибывали сюда и как только сталкивались с реальностью подмандатной территории, многие становились подлинными сионистами.
И тут начинали "срабатывать" факторы притягивания, уже после того, как эмиграция стала реалией их жизни! Другие группы эмигрантов – йеменцы (начало 20-х годов 20 века) и эфиопы (конец 20 века) – располагали скудной информацией о месте, куда они стремились, но их влекла двухтысячелетняя мечта об Израиле, бережно сохранённая в общинах еврейской диаспоры.

   
Многие эмигранты приехали в Израиль по экономическим причинам – евреи из Польши в начале 20-х годов, евреи из бывшего Советского Союза в 90-х годах и в последнее время – евреи из Аргентины. У многих здесь произошли ожидаемые изменения в экономическом положении, а некоторые – уехали, найдя более подходящие условия в других странах
.
    
Здесь важно отметить проблему взаимодействия и взаимных отношений между различными группами репатриантов разных лет из которых собственно и составлялось израильское общество. Учитывая не только большое этническое многообразие репатриантских потоков, но и разнообразие причин, побудивших их к эмиграции, не удивительно, что отношения этих сообществ и групп складывались не без сложностей

     Этим сложностям много причин и мы не будем их здесь обсуждать, отметим только один любопытный и важный факт – после десятилетий пребывания в Израиле   ощущение принадлежности каждого к определённой группе, отличной от других, - только усиливается.

Отцы-основатели сионистского государства представляли его как плавильный котёл, в котором отдельные сообщества утратят свою аутентичность, чтобы "сплавиться" в новую еврейскую нацию. Но в ходе построения   нового израильского общества   тенденция к сохранению групповой идентичности и обособленности на базе этнических и ментальных различий – только крепла. Этому способствовало несовпадение жизненных устремлений у членов различных этнических групп, которое приводило к конфронтации между ними в процессе тесного совместного проживания и необходимого взаимодействия. Это особенно верно в отношении большинства тех групп, которые тем или иным образом ощущали, что их особенность и непохожесть в глазах правящего истеблишмента выглядели как примитивность и неполноценность. В результате, попытки этих групп отстаивать собственную самобытность часто сопровождались актами агрессии и ненависти по отношению к государственной бюрократии, которая в их среде считалась генератором и проводником идеи единой культуры .

     Мы являемся свидетелями   зарождения интересного явления: во многих странах мира еврейские диаспоры исчезли, но культурно-этническое своеобразие этих диаспор сохранилось в Израиле, хотя   и в совершенно ином   контексте. Без сомнения вопрос: " В какой мере этническая обособленность определённых групп, составляющих население страны, сохранит свою значимость, к примеру, ещё через одно поколение ?",- один из самых важных, однако время дать на него ответ ещё не настало.   Сегодня еврейское население Израиля   насчитывает 5.250.000. Общее население страны – 6.500.000 человек .

Соотношение между численностью еврейской общины Палестины/Израиля и остальным еврейским миром.

Один из важнейших вопросов современной еврейской демографии – это вопрос баланса сил между еврейским сообществом Израиля и всем остальным еврейским миром. Во введении в эту статью мы отметили, что с конца эпохи Второго Храма народ Израиля становится народом в изгнании.
Это происходило в три этапа. Ещё до разрушения Храма большинство евреев уже жило в диаспоре.
По всей вероятности, за два поколения до трагедии (начало нашей эры), по численности диаспора была больше населения метрополии, но центр еврейской жизни всё же находился в Иудее , так как важность и значимость её для еврейского мира были неоспоримы.
Разрушение Храма коренным образом изменило баланс между еврейским населением в Эрец-Исраэль и евреями вне её, но на территории Иудеи возникли, уже вне Храма, центры по изучению Торы под руководством раввинов (Санхедрин в Явне, Циппори, Тверии). Эти центры продолжали организовывать еврейскую духовную и повседневную жизнь и оставались центрами притяжения также для евреев диаспоры.
В конце- концов, где-то в третьем веке нашей эры, уже после написания Мишны, положение евреев диаспоры стало меняться к лучшему. С помощью учеников известных мудрецов Торы из Иудеи, которые всё же покидали Землю Израиля, большая   община в Вавилоне, в течении многих сотен лет не особо проявлявшая себя, стала усиливаться.
Это стало началом последнего этапа перехода центров еврейской жизни   из Земли Израиля в диаспору.
Эрец-Исраэль
становится скорее центром притяжения духовной и религиозной еврейской мысли, нежели реальным центром еврейской жизни,  и остаётся таким до начала сионистского движения.
С этой точки, медленно но верно, баланс сил между диаспорой и Израилем снова стал меняться. За последние 120 лет не прекращается приток евреев из диаспоры в Палестину/Израиль. Всё больше и больше еврейских общин в странах рассеяния обезлюдевают или вовсе прекращают своё существование, а количество евреев в Сионе – постоянно растёт
.

     В цифровом исчислении этот рост достаточно нагляден. Цифры, приведенные ниже, показывают динамику роста с конца 30-х годов 20 века. Часть данных   о еврейском населении за пределами Израиля достаточно спорны. Мы использовали данные, которые сочли наиболее приемлемыми в контексте этого сообщения .

Год
Еврейское население мира (включая Израиль)
Население Израиля
1800 2,500,000 6,000
1880 7,750,000 25,000
1939 16,620,000 445,000
1945 11,000,000 565,000
1948 11,530,000 650,000
1950 11,373,000 1,203,000
1955 11,800,000 1,591,000
1975 12,742,000 2,959,000
1985 12,871,000 3,517,000
1990 12,869,000 3,947,000
1993 12,963,000 4,335,000
1995 13,000,000 4,550,000
2001 13,254,000 4,952,000
2002 Точные данные пока неизвестны
5,292,000
Как проецируются эти цифры на баланс сил в еврейском мире ? Если мы вспомним, что переход от ведущего положения еврейской общины Земли Израиля до главенствования в еврейском мире общин диаспоры происходил постепенно и поэтапно на протяжении сотен лет, понятно, что нельзя спешить с выводами. Абсолютные числа – ещё не вся картина. Земля   Израиля   продолжает быть лидером и центром еврейского мира, в то время как диаспора продолжает превалировать в этом мире количественно. Из представленных данных нельзя сделать однозначное предположение, что перед нами процесс "перетекания" диаспоры в Израиль. Можно только предположить, что смениться не одно поколение, прежде чем Израиль, по количеству евреев в нём проживающих, превзойдёт диаспору. Сейчас мы приближаемся к такому состоянию, когда количественно еврейская община Израиля возможно станет больше самой большой общины диаспоры – общины Соединённых Штатов. Однако уже сегодня  можно однозначно утверждать, что за беспрецедентно короткий исторический период Израиль во всех смыслах стал непререкаемым лидером еврейского мира.

        Как будут развиваться эти тенденции? Сейчас ещё трудно сказать. Однако кажется, что если эти тенденции не изменятся под воздействием каких-либо   драматических обстоятельств, мы станем свидетелями обратного процесса: когда тысячелетнее изгнание евреев с родной земли для большинства из них сменится её обретением.


5. Падение коммунизма в Восточной и Центральной Европе

     Как уже было сказано, Катастрофа уничтожила все центры еврейской жизни в Центральной и Восточной Европе, а также в западной части Советского Союза. Общины сохранились, возможно, лишь в Венгрии (в основном в Будапеште), атакже, в центральных и восточных регионах СССР. Мы употребляем слово "возможно", чтобы подчеркнуть проблематичность еврейского существования на этих территориях, которые оставались под властью коммунистических правительств до конца 80-х годов 20-го столетия .  

     Коммунизм отвергал, как неприемлемые для общества, все значимые атрибуты еврейской жизни. Еврейская культура признавалась, но весьма ограниченно, и каждый еврей в странах коммунистического блока постоянно ощущал подозрительное отношение к себе как со стороны общества, так и со стороны властей. Открытая и гласная еврейская жизнь была здесь равносильна угрозе физическому существованию и отваживались на это только самые смелые и упрямые из евреев .  

     Понятно, что ощущение зыбкости существования усиливалось от осознания недавней гибели миллионов евреев, убитых только за то, что тоталитарный режим видел в них врага. В этих условиях попытки скрыть своё еврейское происхождение были продиктованы не параноидальным страхом, а самой обычной житейской логикой. Во многих местах еврейская жизнь или ушла в подполье, или совершенно прекратилась из-за того, что родители не могли и не хотели передавать детям собственные знания о еврейском мироустройстве. Еврейство для многих стало позорным клеймом и многие сознательно шли на то, чтобы полностью исключить себя из числа евреев, вызывавших у окружающих постоянные подозрения. В результате произошла невосполнимая утрата – почти полное прекращение еврейской жизни в общинах, оставшихся   в странах коммунистического лагеря. Горстка стариков, слишком пожилых, чтобы радикально менять свой образ жизни, не прерывала остатки связей с иудаизмом. Власть не видела в том большого вреда и в некоторых случаях даже шла с ними на ограниченное сотрудничество. Эти люди не могли стать примером для подражания для младших поколений. Поэтому, можно с определённостью говорить о том, что еврейская жизнь среди оставшегося еврейского населения в странах Центральной и Восточной Европы совершенно замерла, так же, как она замерла в тех местах, где после Катастрофы еврейского населения не осталось вовсе.  

     Впрочем, были исключения и из правила, в основном в Советском Союзе. Там в конце 60-х годов 20 в. еврейская самоидентификация и сионистские убеждения были частью оппозиционного противостояния государству. 

Несколько смелых молодых евреев открыли подпольные кружки по изучению иудаизма и языка   иврит. Разумеется, эти кружки -   достойны упоминания, только нелишне отметить, что масштаб их деятельности был невелик. По своей природе они могли охватить совсем немного людей и не могли распространиться шире.
Когда "железный занавес" закачался и в конце-концов упал, не было ясности в вопросе об евреях и еврействе. Было непонятно, сколько же евреев готовы назвать себя евреями. Несмотря на явное разложение в правящих структурах и связанные с этим послабления, гласно заявить о своём скрываемом еврействе не представлялось ни умным, ни полезным. Многие колебались не зная, будет ли такое заявление положительно воспринято обществом. Что стало действительно возможным, так это работа в образовавшемся вакууме различных еврейских организаций, координируемых с Запада
.

     В течение многих лет несколько организаций, например "Джойнт", тайно  вели подпольную деятельность. В наше время они смогли легализоваться и начать работать более эффективно. В это же время появились другие еврейские организации, которые стали пропагандировать среди еврейского населения ценности иудаизма. Сложно сказать, как бы всё сложилось, если бы не эти еврейские организации, которые будили в общинах дремлющее еврейское самосознание. Ясно одно, - они заслуживают благодарности. Именно благодаря их деятельности у евреев произошёл всплеск интереса к еврейской жизни. Эти организации использовали все возможности, чтобы вернуть общины к иудаизму самыми, казалось бы, неожиданными способами: и предоставляли возможность получить религиозное образование, и знакомили с еврейской культурой, и даже, поддерживали еврейскую предпринимательскую деятельность. И еврейские общины нерешительно возвращались к жизни .  

     Со временем, всё больше и больше евреев, включая тех, кто никогда в прошлом не осознавал себя евреем , стали проявляться и присоединяться в той или иной степени к еврейским общинным институциям. Как и предполагалось, основной ареной активной деятельности стали Венгрия и бывший Советский Союз, а наряду с ними и более мелкие общины Польши, стран Балтии, Чехии, Словакии, страны, образовавшиеся на месте бывшей Югославии. Повсеместно наблюдалось оживление еврейского самосознания и возобновление еврейской жизни

     Предварительные оценки численности еврейских общин в наши дни могут быть только приблизительными. Всё время появляются всё новые и новые люди, заявляющие о своём еврействе. В связи с этим встаёт закономерный вопрос: "Что такое еврей? Кого можно считать евреем?" И всё же, несмотря на все сложности статистики, предположительные данные о количестве евреев в этих странах таковы :

  • 550,000 Евреев в России
  • 400,000 в Украине
  • 80,000 в Венгрии
  • 60,000 в Беларуси
  • 35,000 в Узбекистане  
  • 30,000 в Азербайджане
  • 30,000 в Молдове
  • 17,000 в Грузии
  • 15,000 в Казахстане
  • 15,000 в Латвии
  • 14,000 в Румынии
  • 8,000   в Поьше
  • 6,000   в Чехии
  • 6,000   в Литве
  • 6,000   в Словакии
  • И ещё с полдюжины стран, где евреев насчитывается от 1.000 до 5.000 человек   в каждой .

     Как было сказано, сотни тысяч этих национально самоопределившихся евреев и тех, кто смог доказать ту или иную степень кровного родства с евреями – репатриировались в Израиль. Сотни тысяч других – эмигрировали в страны Запада (эта тема будет подробно освещена в дальнейшем). Нам предоставляется возможность пронаблюдать, скажется ли развитие общинной жизни на стабилизации демографических процессов в еврейских общинах. Вероятно, что очень многое в этом случае будет зависеть от перспективы их экономического развития .


6 . Экономические причины миграции

Если рассматривать причины эмиграции еврейских общин и их передвижение в новые места проживания на протяжении всей еврейской истории, то выяснится, что основных причин – всего две . Первая – это желание скрыться от преследований, а вторая – стремление улучшить своё экономическое положение. Эти два фактора постоянно влияют на изменения географии еврейского мира. Зачастую они оба присутствуют в таком сочетании: там, где экономика нуждается в евреях, меньше вероятность, что их будут преследовать и притеснять. 

     Именно в регионы с подобной ситуацией неизбежно влекло евреев. Движение еврейских общин внутри германоязычного пространства Западной Европы (Ашкеназ) в начале 9 века, и вытеснение их на восток в Польшу (13 век), и – далее на Украину (конец 16 века), – вот наглядные примеры рассмотренной выше тенденции.
Разумеется, это не говорит о том, что таким образом можно определить уровень безопасности и   благосостояния евреев в любой исторический период только на основании изучения карты миграций в еврейском мире. Сколько общин существовало в условиях, когда тяжелое экономическое положение усугублялось очень уязвимой безопасностью общины только из-за того, что у них не было абсолютно никакого выбора! К примеру: через пол-столетия после ужасных погромов   на Украине в средине 17 века, когда большая часть общины была уничтожена (убийство десятков тысяч людей и массовое бегство выживших), Украина вновь наполнилась евреями.

И всё же, невзирая на   вышеприведенный факт, экономическое положение всегда оставалось и всё ещё остаётся одной из важнейших причин миграции евреев, наряду с другими причинами и обстоятельствами .

     Наше время полно примеров именно экономической миграции. Иногда экономика – единственная её причина, но чаще – сочетание факторов диктует выбор момента и цель. В конце 19 начале 20 вв. таким фактором стала сказка о "Золотой стране" ("Ди голдене медина"), где все дороги вымощены золотом. Мечта о ней стала стимулом воистину массового бегства евреев в Америку, а попутно   и в Западную Европу, и в страны Латинской Америки. Среди групп эмигрантов в Палестину/Израиль также было немало таких, кто приезжал по экономическим соображениям. Можно назвать эмиграцию из Польши в 20-х годах 20 века или евреев из бывшего Советского Союза, которые прибыли в последнее время. На их решение об эмиграции несомненно повлияло тяжелое экономическое и нестабильное политическое положение в странах исхода. Это сочетание причин и привело многих из этих евреев в Палестину/Израиль.

     Но были и другие большие миграционные потоки, обусловленные тем же сочетанием причин, где центральным фактором являлись соображения экономического характера. Мы рассмотрим это явление с помощью четырёх конкретных примеров миграции в различных еврейских общинах мира.
Эти примеры отнюдь не
исчерпывают всё многообразие миграционных процессов, но приведены нами исключительно для поддержки тезиса о главенствовании экономического фактора. Когда мы говорим о миграции из Северной Африки во Францию, то просто опускаем тот факт, что среди евреев-эмигрантов были такие, кто предпочёл Канаду. Когда пишем о миграции евреев из России в Германию, то опускаем тот факт, что ещё больше их эмигрировало в Америку. Когда касаемся эмиграции из Южной Африки в Австралию – просто игнорируем тот факт, что многие из эмигрантов выбрали в качестве нового места жительства Англию. Но каждый из этих случаев демонстрирует тенденцию на примере большой массы людей и в этом его значимость для нашего исследования .

A. Эмиграция из Северной Африки во Францию

В 50-х годах 20 века, когда большая часть евреев из стран Магриба (Северная Африка) переместилась в Израиль, примерно 200.000 из них эмигрировали во Францию. Причины исхода из Северной Африки известны и, разумеется, касались всех евреев, но у этих   эмигрантов были свои резоны. Они знали французский язык и были хорошо знакомы с французской культурой ещё со времён колониального господства Франции в этом регионе и хотели попасть туда, где можно улучшить свой уровень жизни. Эти практические соображения были сильнее идеологических аргументов и поэтому перевесили все остальные. Французское еврейство с их появлением ощутило мощный приток свежих сил, которые абсолютно изменили облик "уставшей" после войны еврейской общины Франции, а вновь прибывшие испытали на себе классическую модель эмиграции: улучшение положения от поколения к поколению.

     С полной противоположностью столкнулись их земляки, прибывшие в Израиль. Они прибыли без своих общинных лидеров (большинство из них предпочло Францию) и обнаружили себя в ивритоговорящей среде, в обществе, которое исповедовало спартанские принципы, что было характерно для первых лет становления сионистского государства. Они боролись с трудностями новой жизни, по большей части безуспешно, и эти трудности продолжались и во втором, и даже в третьем поколении .

Б. Еврейская эмиграция из России в Германию

         И ещё один пример схожего явления, когда экономические соображения становятся основными при принятии решения об эмиграции. Это пример эмиграции десятков тысяч евреев из бывшего Советского Союза в Германию в последнее десятилетие  (чуть больше). История эта несколько иная. Параллельный немецкому направлению эмиграционный поток из Союза в Израиль тоже, в общем, состоял из евреев, чьи побуждения к отъезду не были основаны на сионистских убеждениях. Люди просто искали место, где можно начать новую жизнь. Для многих Израиль был страной, где легче всего было получить гражданство. Но не только это. Стойкое предубеждение против Германии, как возможного места жизни для еврея, тоже играло свою роль при выборе страны. Лишь те, кто был твёрд в своём стремлении в первую очередь достичь именно материального благополучия, проигнорировали в процессе выборов тот факт, что едва минуло 50 лет после Катастрофы, которая началась именно с Германии. Среди 60.000 евреев, живущих в Германии сегодня, большая часть в прошлом – русские. В Германии, как и во Франции, присутствие этих эмигрантов в последнее время изменило облик общины

     В.   Движение из Израиля в Германию .

     Если мы останемся в Германии, то сможем поговорить о целом слое еврейского населения этой страны, сложившегося ранее "русской" иммиграции и представляющего ещё одну сторону того же явления. Речь идёт о многих тысячах израильтян, переехавших из Израиля в Германию в 70 – 80-е годы 20 века. В эти два десятилетия израильтяне уезжали на Запад в поисках лучших финансовых перспектив и более "удобного" общественного устройства. Разумеется, большинство осело в больших городах в англоязычных странах, однако, наличие немалой еврейской общины в Германии только подчёркивает то, что, в конечном итоге, двигало этими евреями. Именно из экономических соображений они пренебрегали распространённым предубеждением большей части еврейства против жизни в Германии .

     Израильтяне – это единственная еврейская община в мире, которая рассматривает своих прибывающих и оставляющих её членов через призму идеологии. Даже сам выбор слов, которыми называют процессы обретения и оставления Земли Израиля, несёт нравственную оценку: "алия"- восхождение, подъём ( для тех, кто приезжает) и "ерида" – схождение, спуск (для тех, кто покидает). Те, кто прибывает - хорошие, а те, кто оставляет – плохие! Идея такова: для еврея есть только одно несомненно "правильное" место для жизни и оно – здесь. Все остальные места – "неправильные". Эта сионистская интерпретация древнего теологического установления по поводу Галута ("Изгнание", т.е. диаспора, - "неправильное" место) на протяжении десятилетий существенно затрудняла эмиграцию из Израиля. В настоящее время отношение к этому стало более  толерантным, но в 70 – 80 годы 20 века, когда десятки тысяч евреев, а в конце-концов – сотни тысяч, покинули Израиль, предубеждение против них было ещё очень сильным

На тех, кто выехал из Израиля именно в Германию, был навешен двойной ярлык: и чёрствых прагматиков и плохих евреев. Чтобы решиться на переезд в Германию требовалась и высокая личная мотивация и готовность игнорировать идеологизированное общественное мнение. То что такие евреи нашлись и их было немало – очень символично. Именно эмиграция израильтян в Германию демонстрирует наиболее острые и проблематичные стороны  "ериды" из Израиля .

Г.   Из Южной Африки в Австралию      

      Четвертая группа евреев , которую мы рассмотрим, это евреи из Южной Африки, которые оставили ЮАР в основном, по экономическим и общественно-политическим причинам . За 20 последних лет они массово сдвинулись со своих обжитых мест и начали переселение в англоязычные страны, в основном – в Австралию. Причины исхода коренятся в неблагоприятном для евреев сочетании экономических и общественно-политических процессов, происходящих в Южной Африке.

Евреи не без причины были обеспокоены теми радикальными политическими изменениями, которые в результате привели к власти черное население. В связи с этим, будущее страны представлялось им неопределённым, а уверенность в собственной будущности на этой земле – таяла. Вследствие этого они опасались остаться беззащитными перед лицом неконтролируемой и широко распространившейся преступности. Жертвами этой преступности в основном становились представители среднего класса, значительной частью которого были евреи. Дополнительные экономические соображения, связанные с девальвацией южноафриканского ранда, определили для многих евреев желание скорее уехать из страны, пока это ещё возможно без больших экономических потерь. Эти евреи в корне отличались от той небольшой группы южноафриканских евреев предыдущего поколения, которые покинули Южную Африку по идеологическим причинам, поскольку не считали для себя возможным продолжать жить в государстве, где правит апартеид. Многие из этой группы репатриировались в Израиль, так как здесь одно идеологическое соображение подкреплялось другим .  

     Последняя эмиграция из Южной Африки оказывает большое влияние на общину Австралии. Она способствует переменам в общинных учреждениях и пополняет ряды местных общинных лидеров новыми талантливыми и энергичными кадрами.
    
Евреи из Южной Африки занимают ведущее положение в еврейской общине Австралии в силу определённых причин. Трудности, пережитые южноафриканскими евреями среди африканеров, укрепили их национальное самосознание и определили их особую приверженность идеям сионизма. Это группа людей, в которой большинство её членов готовы работать засучив рукава для улучшения собственного положения и усиления влияния той еврейской общины, в которую они влились в силу обстоятельств .


     Эти четыре примера - свидетельства важного фактора, влияющего на современную еврейскую демографию: в современном мире, с его постоянно растущей мобильностью, соответственно возрастает стремление личности к изменению экономических условий и перемене общественной среды на более благоприятную с помощью перемены места жительства. Это явление не обошло и евреев. Еврейские экономические эмигранты образуют совершенно новые еврейские общины Диаспоры и меняют лицо старых общин.


7.   Ассимиляция и смешанные браки  

             Вопреки общепринятому мнению, феномен ассимиляции и смешанных браков  абсолютно не нов в еврейском мире. Ещё 2500 лет тому назад, когда еврейский лидер Эзра прибыл в Страну Израиля из Вавилона чтобы помочь возвратившимся из вавилонского плена евреям в руководстве вновь восстановленной еврейской общиной, он был поражен большим количеством смешанных браков среди евреев Иерусалима. Тогда он вынудил евреев расторгнуть браки со своими супругами-неевреями. Мы располагаем относительно скудной информацией об этом явлении (смешанные браки и ассимиляция), касающейся древнего периода нашей истории, однако ясно, что смешанные браки имели место в различные времена в ряде общин. Мы можем только предполагать, что их распространение среди евреев сдерживалось религиозными запретами и обособленностью еврейской общины. Это положение радикально меняется с началом Нового Времени.

     В современный исторический период иудаизм вошёл руководствуясь существовавшей много тысячелетий традицией несмешения между евреями и неевреями,  однако в христианских странах Запада эти традиционные ограничения постепенно утрачивали свою категоричность. Именно с этого времени мы начинаем отмечать ослабление веры и религиозных традиций, произошедшее у многих евреев при знакомстве с новыми для них идеями и в столкновении с реалиями внешнего (по отношению к замкнутой еврейской общине ) мира
Соблазн сменить религию усилился, и в 19 веке сотни тысяч евреев сменили свою религиозную принадлежность и заключили смешанные браки.
     В предыдущих поколениях  количество евреев, которые сочетались браком с супругом-неевреем, оставаясь при этом евреями , было очень небольшим. Но евреи всё больше и больше интегрировались в нееврейском обществе. В частности, были отменены государственные законы, ограничивавшие возможности для такой интеграции, поэтому необходимость менять религию с целью брака постепенно отпала.       Одновременно, в середине 19 века были заново пересмотрены некоторые положения иудаизма реформистского толка, касающиеся традиционного запрета смешанных браков. Было принято решение признавать подобные браки с неевреями при условии, что дети в этих семьях будут расти и воспитываться как евреи.
С этого момента число смешанных браков непрерывно росло. В частности, в первые десятилетия  20 века взмыло вверх количество таких браков в Западной и Центральной Европе. С этого времени смешанные браки становятся тяжелой проблемой как для еврейского народа в целом, так и для его лидеров.
     Возможно, что уничтожение европейского еврейства, последовавшее за беспрецедентным подъёмом проявлений ненависти к евреям во всём западном мире (включая ситуацию 30-х годов в Англии и 40-х годов – в Америке), замедлили тенденцию к росту числа смешанных браков.
Многие мыслители пытались извлечь из событий Катастрофы следующий урок: еврей, даже ассимилированный, даже создавший смешанную семью, всё-равно никогда не сможет избежать того, чтобы окружающие видели в нём еврея.
Тем не менее, многие верят, что сегодня положение в мире изменилось      .Нынешнее поколение вернулось к ситуации, сложившейся перед войной: смешанных браков становится всё больше. Несложно указать основные причины этого явления. Вера в силу романтических чувств, когда единственным критерием надёжных семейных отношений считается эмоциональная связь; незнание заповедей иудаизма, игнорирование  еврейской традиции и истории; ослабление запретов и налагаемых общиной санкций, - каждая из этих причин вносит свою лепту в процесс существенного увеличения количества смешанных браков.
Движение Консервативного иудаизма, осознавая эти обстоятельства, решило, вслед за Реформистами, принимать в свои конгрегации (религиозные общины) супругов-неевреев.
  При этом, главный аргумент сторонников такого подхода состоит в том, что предпочтительнее не отталкивать смешанные семьи от еврейства, а напротив, попытаться приобрести новых приверженцев иудаизма, - хоть и из числа неевреев, но всё же близких людей супруга-еврея. Поощрение к возврату в общину и обретение в ней своего будущего по крайней мере частью из числа смешанных семей, по мнению консерваторов, создаст основу для полноценного существования в рамках еврейской традиции для большого количества людей, ранее от неё далёких. Этот путь преодоления проблемы представляется им эффективным.

Здесь важно пояснить, что в современном иудаизме не существует течения, которое бы поощряло заключение смешанных браков, но поскольку существует проблема,  все течения иудаизма сегодня делают попытки противостоять этому явлению и решают, как реагировать на создавшуюся ситуацию.

     Неортодоксальный еврейский мир, имеющий большое практическое влияние на еврейский мир в целом, до последнего времени придерживался в этом вопросе традиционной позиции обиды и неприятия, но и он сейчас склоняется к пересмотру своих убеждений. Неортодоксальные евреи, вместо прежней отстранённости, готовы протянуть руку для рукопожатия всем, кто к ним тянется. В отличии от них, ортодоксальный мир сохраняет в данном вопросе традиционную приверженность ограничениям и запретам. Проблема эта остаётся сложно-разрешимой для большей части еврейского мира.
   
Смешанные браки и ассимиляция, несомненно, являются важным демографическим фактором. Даже оставив без внимания религиозный (влияние на иудаизм) и общественный (влияние на саму общину) аспекты проблемы, в ситуации, когда смешанные браки и ассимиляция всё более распространены, чисто демографический аспект – критерии подсчёта евреев в общине, - сам по себе становится проблемой, требующей решения.
     Можно с уверенностью предположить, что в прошлом число евреев абсолютно совпадало (может быть с очень незначительными отклонениями) с количеством членов еврейских общин. Сегодня всё совсем иначе. В настоящее время отмечается такое разнообразие различных объединений, именующих себя еврейскими общинами, что трудно понять, какая часть из их членов – собственно евреи.

         В связи с этим возникает целый ряд вопросов, на которые невозможно найти однозначные ответы. Например:

  • Что делать с детьми из смешанных семей, если эти дети не росли и не воспитывались как евреи?
  • Действует ли сегодня галахическое определение еврея как человека, рождённого матерью-еврейкой, если в некоторых общинах вошло в обычай уравнивать в этом вопросе отца с матерью?
  • Является ли субъективная национальная самооценка человека главным критерием в еврейской демографической статистике?
  • Должны ли быть учтены данной статистикой люди, отрицающие своё еврейство, если их семьи продолжают считать их евреями?
  • Является ли объективным основанием для еврейской демографии факт посещения индивидом синагоги и его активное участие в общественной и религиозной жизни общины?
  • Можно ли считать такие действия индивида решающим аргументом в пользу его еврейства?

          Несмотря на появление всё более изощрённых методик опросов, работа демографов становится всё сложнее из-за серьёзных трудностей, возникающих при попытке дать "правильные" определения, применимые для решения комплексных проблем. Статистика имеет значение постольку, поскольку она подтверждает  явные тенденции развития данной общины.

     Давайте рассмотрим дискуссию американских демографов по поводу количественных показателей, описывающих состояние еврейской общины Соединённых Штатов, опубликованных в последнее время.
По данным обследования, проведённого National Jewish Population, главного органа, раз в десятилетие публикующего официальное исследование по демографии евреев США,  на сегодня численность евреев в Америке составляет 5.2 млн . человек.
Однако, по данным находящегося в Сан-Франциско  Institute for Jewish and Community Research, который недавно также проводил подобное обследование, размер еврейской общины США – 6.7 млн . человек. Разница в результатах вытекает не из различия в методиках обследований, а скорее из тех различных критериев оценки опрашиваемых, которые дают возможность более широко или сравнительно узко определять: "Кого можно считать евреем". И в дополнение ко всему, это (последнее) обследование свидетельствует, что существуют ещё 2.5 млн . американцев, которые "общественными отношениями или психологически" связаны с иудаизмом. В эту обширную группу попали люди, которые исполняют заповеди иудаизма наряду с заповедями других религий; те, кто рос и воспитывался как еврей, но в настоящее время исповедует другую религию; нееврейские  супруги евреев.
     Эта проблема не присуща исключительно Западу. Точно в такой же мере она присуща общинам Средней и Восточной Европы, проблемы которых мы уже обсуждали. Один из примеров – Венгрия. Число евреев в Венгрии оценивается, как правило, в 80.000 человек. Однако, результаты нескольких статистических исследований еврейской общины этой страны, проведённых в последнее время, дали поразительное несоответствие общепринятым данным. При этом, цифры колеблются в пределах от 50.000 до 200.000 тысяч человек. Такое расхождение в результатах частично объясняется особенностями существования этой общины. Реалии были таковы, что евреи скрывали своё происхождение и не особенно спешили с обнародованием своего еврейства посредством связей с общинными институциями и учреждениями. Но значительная часть разницы в количественных результатах статистических обследований обусловлена сложностью ответа на вопрос: "Кого можно считать евреем?". Этот вопрос стоит сегодня почти перед каждой еврейской общиной в мире.


8. Значение темы. Подведение итогов
Евреи не исчезают. Они изменяются.

В статье, опубликованной недавно в журнале Jerusalem Report (21.10.2002 г.), приводится высказывание демографа из Сан-Франциско, ответственного за вышеупомянутое исследование. Он говорит: "Евреи не исчезают, они меняются... Когда мы в прошлом обращались к ним с целью описания данной этнической группы как части населения, это было неэффективно, так как зачастую мы получали ложную информацию... Нам следует принять как данность, что, по всей видимости, размеры еврейской общины значительно больше, чем это выглядит в официальных отчётах, и что в массе своей члены общины перестают придерживаться традиционного еврейского образа жизни. По моему мнению, демографический потенциал большой еврейской общины вырос, даже при условии, что в самой общине сильны колебания в вопросе об образе жизни".
     Эта цитата полностью коррелирует с известными данными о современном состоянии еврейской общины. И, между прочим, эта цитата наталкивает на тему значения демографической статистики. Вопрос может быть сформулирован так:
•    Какие процессы скрываются за данными статистики?
•    Как отразятся на количественном и качественном состоянии еврейского населения процессы отчуждения большой его части от общины и разрыв с традиционным еврейским образом жизни?
•    Есть ли какой-нибудь смысл в определении "еврей", когда речь идёт о человеке, живущем вне еврейской общины?
Ведь иудаизм и еврейская жизнь всегда основывались на общине и предполагали именно общинное существование. Смысл еврейского образа жизни всегда заключался в тесном взаимодействии и взаимовлиянии частной жизни еврея и жизни его общины.
     Когда демографы и статистики начинают говорить о том, что большое количествах евреев, порвавших с еврейской общиной, являются важной составляющей современного мирового еврейства, самое время вновь вернуться к началу и задаться основополагающим вопросом: "Что значит быть евреем в современном мире?". Недостаточно говорить только о цифрах. Демография должна задаться вопросом о значении этих цифр для реальной еврейской общины.
В этой статье были рассмотрены факторы и силы, создавшие современный еврейский мир; проанализировано значение основных демографических тенденций; сделана попытка разглядеть контуры сегодняшнего еврейского мира.
Официальная статистика говорит сегодня о немногим более 13.000.000 евреев, живущих на планете.

Некоторые считают, что предоставив эти цифры, демографы   завершили свою работу .
В действительности,   их работа в этой области только начинается: демографам предстоит оценить значение этих цифр для   еврейского настоящего, а также , будущего .



Ма териалы по современной демографии постсоветского еврейства

Научные публикации в интернете исследователя Ивритского университета в Иерусалиме, ведущего демографа русскоязычного еврейства доктора Марка Тольца ( Mark Tolts )


НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ МАРКА ТОЛЬЦА :

  • Mass Aliya and Jewish Emigration from Russia: Dynamics and Factors, East European Jewish Affairs (London),  2003, Vol. 33, No. 2, pp. 71-96.
  • Demography of the Jews in the Former Soviet Union: Yesterday and Today, in Z. Gitelman et al. (eds.), Jewish Life After the USSR: A Community in Transition . Bloomington, IN: Indiana University Press, 2003, pp. 173-206.
  • Aliya from the Russian Federation: An Analysis of Recent Data, Jews in Eastern Europe (Jerusalem),  2002, No. 1-2 (47-48), pp. 5-23.
  • Jewish Population of the Russian Federation, 1989-1999, in W. Moskovich (ed.), Jews and Slavs , Vol. 9. Jerusalem-Vienna: Hebrew University and University of 
    Vienna, 2001, pp. 305-323 [Hebrew translation published in: The Jews of the Former Soviet Union in Israel and in the Diaspora (Jerusalem), 2002, Vol. 5 (20-21), pp. 307-324].
  • Russian Jewish Migration in the Post-Soviet Era, Revue Européenne des 
     Migrations Internationales
    , 2000, Vol. 16, No. 3, pp. 183-199.
  • The Interrelationship between Emigration and the Socio-Demographic Profile of Russian Jewry, in N. Lewin-Epstein, Y. Ro'i and P. Ritterband (eds.), Russian Jews on Three Continents. London: Frank Cass, 1997, pp. 147-176.

БОЛЕЕ ПОЛНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПУБЛИКАЦИЙ СМ. НА АНГЛОЯЗЫЧНОЙ СТРАНИЦЕ МАРКА ТОЛЬЦА : http://icj.huji.ac.il/ Tolts .htm


ПУБЛИКАЦИИ ДРУГИХ АВТОРОВ
 

Демоскоп Weekly. № 303 - 304. 1 - 14 октября 2007:

  • Еврейская диаспора в России по данным переписи 2002 года: Конец русской эры в истории евреев?
  • Динамика численности еврейского населения Украины
  • Евреи Санкт-Петербурга: этническая самоидентификация и участие в общинной жизни
  • Как живут евреи в России
  • Новые "постсионистские" диаспоры: израильтяне в зарубежных странах
  • В Германии началась депопуляция еврейских общин
  • Новое о еврейских иммигрантах из б. СССР в Германию


    А также, читайте:
  •  
    Евгений Розенблат, Ирина Еленская:
    Динамика численности и расселения белорусских евреев в XX веке

    Цви Гительман, Валерий Червяков, Владимир Шапиро: Этничность и самосознание российских евреев

    Отослать другу
      
    Распечатать
    Наверх
    пятница 09 Сентябрь 2011 г. (с) Все права принадлежат Еврейскому Агентству для Израиля יום שישי י' אלול תשע"א