{4F805597-AC32-42F4-9EE2-BAD88CE3B8B2} Израиль: Конфликт и мирное урегулирование.
Поиск Расширенный поиск
Главная   Израиль для вас   Алия и абсорбция   Еврейское сионистское образование   Представительства и наши партнёры  
Вы находитесь здесь :   Еврейское сионистское образование Еврейское государство Израиль сегодня Израиль: Конфликт и мирное урегулирование.
О нас
Еврейское государство
"Русские" в Израиле
Алия
Борьба и оборона
Британский Мандат
География Израиля
Иврит
Израиль и Диаспора
Израиль сегодня
История сионизма
Ицхак Рабин
Карты конфликта
Персоналии
Поселенческое движение
Сионистские Конгрессы
Хронология
Еврейская история
Еврейская жизнь
Еврейский мир
Дополнительные материалы
Наши программы
Представительства в СНГ
Таглит
Израиль: Конфликт и мирное урегулирование.
Ответы на часто задаваемые вопросы

Также смотрите: Арабо-израильский конфликт в картах

 

Мирный процесс с палестинцами – декабрь 2009 г.

 

 

Мир

     Как можно достичь мира?

     Пять мирных принципов

     Как палестинцы отреагировали на предложения Израиля о мирном урегулировании?

     Каким образом захват власти Хамасом в секторе Газа повлиял на возможность достижения мира?

     Может ли объединенное правительство Хамаса и Фатха быть партнером в мирных переговорах?

     Как подстрекательство со стороны палестинцев мешает установлению мира?

 

Признание Израиля

     Почему Израиль должен быть признан как еврейское национальное государство?

     Какова позиция Израиля в отношении палестинского государства?

 

Экономика

     Что сделал Израиль для развития экономики Западного берега?

 

Поселения

     Является ли Западный берег "оккупированной" или "спорной" территорией?

     Должен ли Израиль отойти к границам 1967 года?

     Представляют ли израильские поселения препятствие к миру?

     Являются ли поселения нарушением израильско-палестинских соглашений или международного права?

     Оправдывает ли требование палестинцев о полном и постоянном замораживании всей поселенческой деятельности их отказ от переговоров?

 

Иерусалим

     Каков статус Иерусалима?

 

Беженцы

     Имеют ли палестинские беженцы законное "право на возвращение"?

 

Одно государство для двух народов

     Может ли решение о создании двунационального государства привести к справе д ливому урегулированию?

 

 

Мир

Мирное урегулирование может быть достигнуто лишь в результате серьезных переговоров, которые ведут к преодолению затруднений и решению всех стоящих на повестке дня вопросов

t    Как можно достичь мира?

Всех израильтян объединяет мечта о будущем, когда израильские и арабские дети смогут расти, не чувствуя угрозы войны и не боясь террора. Однако длительный процесс неудачных переговоров с палестинцами доказал, что простого стремления к миру недостаточно. Чтобы дать палестинцам возможность заложить фундамент самоуправления, Израиль неоднократно выступал с конструктивными предложениями о мирном урегулировании конфликта, соглашался на болезненные уступки, отказывался от обширных территорий, выселял жителей поселений, отводил войска, демонтировал военные базы и предпринимал шаги, чтобы дать палестинцам возможность заложить основы самоуправления . Ответом палестинской стороны стала кампания террора , терактов-самоубийств , ракетных обстрелов мирного населения Израиля и злобное подстрекательство против Израиля и евреев. Кроме того, Израиль стал объектом международной кампании по делегитимации его права на существование и по подрыву его экономики.

Израиль всегда выражал желание идти на компромиссы, и каждое его правительство – включая нынешнее – проявляет готовность идти на значительные жертвы во имя мира. Однако мирный процесс требует уступок c обеих сторон. Израиль, который признает права и интересы палестинцев, вправе ожидать, что и его законные права и интересы будут признаны палестинцами. Мирное урегулирование может быть достигнуто лишь в результате серьезных переговоров, которые ведут к преодолению затруднений и решению всех стоящих на повестке дня вопросов.

 

t    Пять мирных принципов

Фундамент долгосрочного мира может быть заложен за счет соблюдения пяти следующих принципов. Первые три из них относятся к признанию законного права государства Израиль на существование, а остальные два – к вопросам безопасности. Хотя Израиль не выдвигает эти принципы в качестве предварительных условий для начала мирных переговоров, тем не менее, длительный и прочный мир может быть достигнут только при их выполнении. Вот эти принципы:

1)    Если Израиль просят признать суверенность палестинцев, те, в свою очередь, должны выполнить требование о признании Израиля как суверенного государства еврейского народа. Непризнание еврейского характера государства Израиль лежит в основе конфликта.

2)    Вопрос о палестинских беженцах должен решаться в контексте суверенного палестинского государства. Палестинским беженцам должна быть предоставлена свобода селиться на палестинской территории, Израиль же не может позволить себе быть захлестнутым потоком беженцев, который лишит единственное в мире еврейское государство его еврейского характера.

3)    Мирное соглашение должно быть окончательным и положить конец конфликту. Мир должен быть стабильным. Он не может стать переходным этапом, во время которого палестинцы будут использовать свое государство как плацдарм для нового конфликта с Израилем. После подписания мирного соглашения никакие новые требования выдвигаться не могут.  

4)    Принимая во внимание тот факт, что после выхода Израиля из сектора Газа и Южного Ливана, он подвергся нападению, важно, чтобы будущее палестинское государство не стало для Израиля угрозой. Никакая территория, оставленная Израилем в рамках соглашения, не может быть использована террористами или их иранскими союзниками как плацдарм для нападения на Израиль. Единственным путем достижения этой цели и предотвращения дальнейших конфликтов является эффективная демилитаризация будущего палестинского государства.

Пятым и последним принципом мирного урегулирования является международное признание соглашений о демилитаризации. Важно пояснить, что речь идет не о том, чтобы американские солдаты или солдаты НАТО охраняли нас и занимались безопасностью Израиля вместо нас. Мы этого не просили и не просим сейчас.


Мы просим международных гарантий, а особенно гарантий от США в том, что соглашения о демилитаризации будут поддержаны международным сообществом. Мы хотим, чтобы была дана полная легитимация демилитаризации, а так же полная легитимация наших действий, предназначенных для ее поддержания. Эти гарантии станут дополнительным сдерживающим фактором в случае, если возникнет намерение отменить или нарушить соглашения по демилитаризации.

 

t    Как палестинцы отреагировали на предложения Израиля о мирном урегулировании?

Народ Израиля всегда выражал желание идти на значительные уступки во имя мира, как в процессе переговоров, так и в одностороннем порядке. Каждый раз мир казался достижимым, и когда партнер по переговорам выступал с предложением о подписании соглашения, Израиль отвечал положительно, ясно демонстрируя свое стремление к миру и способность его установить.

Израиль проявлял готовность к достижению соглашения с соседями еще до образования государства. Тогда еврейские лидеры согласились с многочисленными планами международного сообщества о разделе земли, в том числе и с резолюцией ООН № 181 от 1947 года, призывавшей к разделу мандатной территории Палестины на два государства – еврейское и арабское. К сожалению, этот план был категорически отвергнут арабской стороной, как и план комиссии лорда Пиля от 1937 года и британская "Белая книга" 1939 года , которые давали палестинцам возможность создания своего государства.

После образования государства Израиль палестинцы и их арабские руководители проявили гораздо бóльшую заинтересованность в уничтожении Израиля, чем в создании палестинского государства. С 1948 по 1967 годы, несмотря на то, что Западный берег и Газа находились под контролем соответственно Иордании и Египта, не было предпринято никаких попыток по созданию палестинского государства. Однако попыток атаковать Израиль было немало.

После победы Израиля в превентивной Шестидневной войне 1967 года состоялось  собрание Лиги арабских государств в Хартуме  . В ответ на послевоенные планы Израиля по мирному урегулированию арабский мир предъявил в качестве своей политической линии принцип трех "нет" (нет – миру с Израилем, нет – признанию Израиля, нет – переговорам с Израилем).

Первый мирный договор Израиль подписал с Египтом в 1977 году, во время переговоров, последовавших за визитом президента Египта Анвара Садата в Иерусалим . В рамках мирного соглашения с Египтом Израиль передал буферную зону Синайского полуострова, площадь которой составляла 91% всей территории, оказавшейся под контролем Израиля в результате Шестидневной войны. Это было актом доброй воли со стороны Израиля, который, передав Египту территорию Синайского полуострова, тем самым отказался от жизненно важных электронных станций дальнего радиолокационного обнаружения, 170 военных объектов, заводов, предприятий, сельскохозяйственных деревень и обнаруженных им нефтяных залежей. Наиболее болезненным актом было выселение семи тысяч израильских граждан из их домов, построенных на полуострове Синай. Все это Израиль сделал в обмен на обещание мира. Мирный договор Израиля с Египтом ясно продемонстрировал его готовность идти на значительные уступки во имя мира.

Палестинцы, имевшие возможность установить автономное правление в рамках договора в Кемп-Девиде , подписанного между Израилем и Египтом, отказались от этого и в очередной раз упустили возможность реализовать свою мечту о создании собственного государства.

Видя изменения, происходящие на международной арене, палестинцы и соседние арабские государства – Сирия, Ливан и Иордания – согласились на двусторонние и многосторонние переговоры с Израилем. Прямые мирные переговоры начались во время мирной конференции 1991 года в Мадриде . В результате этих переговоров в октябре 1994 года был подписан мирный договор между Израилем и Иорданией .

В результате переговоров между Израилем и палестинцами были подписаны соглашения в Осло (сентябрь1993 года) . В обмен на обещание палестинцев признать Израиль и отказаться от насилия и террора, Израиль согласился на болезненные масштабные уступки, в том числе на создание на Западном берегу реки Иордан и в Газе палестинской администрации, возглавляемой Ясером Арафатом. Израиль передал палестинцам значительные полномочия на обширных территориях.

Переговоры по поводу окончательного урегулирования продолжались, несмотря на теракты палестинцев, а также на подстрекательную кампанию против Израиля в поддерживаемых палестинской автономией средствах массовой информации, школах и мечетях. Эти переговоры привели в 2000 году к встречам в верхах в Кемп-Девиде и Табе , во время которых израильские лидеры выразили готовность пойти на большие компромиссы в обмен на мир. К сожалению, Ясер Арафат сделал иной выбор – он отказался от этих предложений и пренебрег возможностью создать палестинское государство на Западном берегу реки Иордан и в Газе. Спустя короткое время он решил вообще отказаться от переговоров и начать новую волну террора – вторую интифаду . В этой интифаде погибли тысячи израильтян и палестинцев.

В отсутствие подлинного палестинского партнера по переговорам Израиль, стремясь возобновить мирный процесс, в 2005 году инициировал одностороннее размежевание в секторе Газа , вновь лишив крова тысячи израильских семей. Когда последние поселенцы и военнослужащие покинули Газу, Израиль надеялся, что его широкомасштабные уступки – дающие палестинцам реальную возможность мирного создания государства – приведут оба народа к лучшему будущему.

Однако и в этот раз за болезненной жертвой Израиля не последовали ответные шаги. Власть в Газе захватила фундаменталистская террористическая организация Хамас , и количество ракетных и минометных обстрелов израильских городов на юге страны существенно возросло. Это заставило Израиль начать в декабре 2008 года широкомасштабную операцию , в результате которой количество обстрелов значительно снизилось.

  Видеосюжет: Ракетный обстрел Израиля из сектора Газа

Несмотря на нежелание палестинцев, Израиль не оставил свои попытки достичь мира. Однако для израильского народа становится все труднее сохранять свои надежды на мир, особенно после отказа президента Палестинской автономии Аббаса ответить в 2008 году на беспрецедентное по своему масштабу предложение премьер-министра Ольмерта о создании палестинского государства.

C первых дней существования государства Израиль - и даже до его создания - наблюдалась характерная реакция со стороны палестинцев: любое проявление доброй воли со стороны Израиля, его желание идти на компромиссы и трудные уступки во имя мира встречало отпор палестинцев и их отказ идти на ответные уступки.

 

t    Каким образом захват власти Хамасом в секторе Газа повлиял на возможность достижения мира?

В 2005 году Израиль в одностороннем порядке оставил сектор Газа и четыре поселения на севере Самарии . Им руководила надежда добиться мира. Израиль совершил передислокацию своих вооруженных сил, переместил 8000 поселенцев и разрушил 25 гражданских населенных пунктов. Этот шаг, который вызвал ощущение потери у всех евреев, обошелся в миллиарды долларов. Однако вместо мирного соседа Израиль обнаружил у своей границы враждебное образование. Террористическая организация Хамас , спонсируемая Ираном, в 2007 году силой захватила контроль над сектором Газа . Количество нападений на израильских граждан, которые не прекращались с 2000 года, значительно возросло. Израильские города, расположенные вблизи сектора Газа, стали мишенями почти ежедневных ракетных и минометных обстрелов. Израилю приходилось предотвращать многочисленные попытки терактов, планируемых палестинцами, незаконно перешедшими израильскую границу. Инфраструктура террора развивалась угрожающими темпами.

 

Израиль надеялся, что размежевание в Газе приведет к снижению числа терактов, возрастанию взаимного доверия и позволит в конечном итоге достичь всеобъемлющего мирного урегулирования с палестинцами. Приход Хамаса к власти и используемые им силовые методы заставили израильтян усомниться в том, что их жертвы во имя мира могут вызвать аналогичную реакцию со стороны палестинцев. Поскольку любое мирное соглашение связано для Израиля с ощутимыми жертвами, а также с риском для безопасности страны, доверие израильского народа является одной из главных составляющих мира. Постоянное присутствие правительства террора в Газе и его непрекращающиеся попытки завоевать власть на Западном берегу подрывают такое доверие.

Хамас не принес гражданам Израиля ничего, кроме насилия. Для палестинцев же его правление оказалось трагедией. Как показали события в секторе Газа, террористы, которые стремятся продемонстрировать, что они борются за права палестинцев, на самом деле лишь приводят к игнорированию этих прав. После ухода Израиля из сектора Газа там царит хаос, который позволил Хамасу организовать военный переворот. Хамас создал поддерживаемое Ираном террористическое мини-государство у южной границы Израиля. Он навязал свои фундаменталистские принципы жителям сектора Газа, применяя законы шариата, ратующие за угнетение женщин, попирающие свободу личности и позволяющие жестоко расправляться с его противниками.

Будущее палестинское государство не может представлять собой террористическое образование – это очевидно для всех. По этой причине международное сообщество настаивало на том, что путь к созданию палестинской государственности лежит через принятие условий, выдвигаемых международным "квартетом" (ООН, Евросоюз, США и Россия). Эти условия включают отказ от террора, принятие предыдущих израильско-палестинских соглашений и признание права Израиля на существование. Будучи террористской организацией, которая, по собственному определению, преследует цель уничтожения Израиля, Хамас ни при каких обстоятельствах не может принять ни один из этих принципов .

Ни один человек, желающий подлинного мира или лучшего будущего для палестинцев, не может помыслить о повторении на Западном берегу происшедшего в Газе прихода к власти фанатичной теократии, проповедующей насилие. Те, кто предлагают Израилю покинуть территорию Западного берега, должны помнить об уроках Газы.

 

t    Может ли объединенное правительство Хамаса и Фатха быть партнером в мирных переговорах?

Сразу после захвата власти в Газе правительством Хамаса заявления Хамаса в поддержку насилия, нежелание прийти к решению о двух государствах и непризнание права Израиля на существование , а также его прямое участие в террористической деятельности, заставили "квартет" (CША, Россия, Евросоюз и ООН) разработать условия для признания законности палестинского правительства на международной арене и сотрудничества с ним. Этими условиями являются: признание права Израиля на существование, отказ от террора и применения силы и принятие всех предыдущих соглашений и обязательств.

Международное сообщество потребовало, чтобы палестинское правительство обязалось принять эти главные условия и чтобы "абсолютно все члены правительства" были согласны с ними. Из этого следует, что правительство единства, в которое войдут экстремисты из Хамаса, не может быть партнером в мирных переговорах.

Выработанные "квартетом" условия, которые Хамас продолжает отвергать, не являются препятствиями для достижения мира. Это фундаментальные условия, на основании которых международное сообщество может определить, способно ли палестинское правительство стать одной из сторон в переговорах о мирном урегулировании.

Экстремистская идеология Хамаса не позволяет ему идти ни на какие компромиссы с Израилем. В его уставе записано, что Израиль будет стерт с лица земли исламом, и официальный лозунг Хамаса гласит: "Джихад – наш путь, и смерть во имя аллаха – наше страстное желание". Хамас использует силовые методы, в том числе и террор, а также политические средства для преследования своей главнейшей цели – создания экстремистского исламского палестинского государства на месте Израиля.

Учитывая его сомнительные цели и догматичный подход, Хамас не способен пойти на компромисс в своем отношении к Израилю. Переговоры с палестинской администрацией приведут не к положительному сдвигу в устремлениях Хамаса и в его поведении, а лишь к усилению обструкционистских настроений у палестинской администрации.

Признание законности палестинского правительства, отказывающегося принять основные принципы "квартета" по достижению мира , станет серьезным шагом назад для мирной перспективы, а также предательством по отношению к людям, находящимся по обе стороны конфликта, которые поддерживают решение по формуле "два государства для двух народов" и ищут путей претворения его в жизнь.

 

t    Как подстрекательство со стороны палестинцев мешает установлению мира?

Невозможно установить мир между Израилем и палестинцами, если многие поколения палестинцев кормят бесконечной антиизраильской пропагандой. Существует прямая связь между политикой подстрекательства и террором. Истинное признание права Израиля на мирное существование не может быть достигнуто одной лишь подписью на клочке бумаги – оно должно укорениться в сердцах и умах палестинского народа. Подобно тому, как Израиль на протяжении своей истории внушал своим гражданам идею мира, палестинцы должны научить свой народ стремиться к миру.

Система образования, средства массовой информации, литература, песни, театр и кинематограф палестинцев пронизаны антиизраильской риторикой, которая зачастую опускается до уровня неприкрытого антисемитизма . Такое подстрекательство к ненависти и насилию превалирует в палестинском обществе, особенно в контролируемом Хамасом секторе Газа. Его можно наблюдать на уличных демонстрациях, в детских садах и яслях, молодежных движениях, школах, университетах, мечетях…

Подстрекательство против Израиля многолико. Оно начинается с полного отрицания существования Государства Израиль. На школьных и университетских географических картах невозможно найти ни слова "Израиль", ни названий многих его городов и поселений.

Палестинские официальные лица и религиозные лидеры часто отрицают тысячелетнюю связь евреев с Землей Израиля. Отвергая историю еврейского народа (a также и Новый Завет), палестинские лидеры навязывают риторику отрицания каких-либо прав евреев на их историческую родину. Невозможно достичь мира, отрицая права еврейского народа на государство на его родной земле.

Подстрекательство также выражается в культе террористов. Восхваление поступков террористов-самоубийц, присвоение их имен школам и футбольным командам и превращение их в пример для подражания – лишь краткий перечень методов, которыми пользуются подстрекатели.

Провокационные материалы не делают различий между государством Израиль и евреями как таковыми. Среди них часто можно встретить антисемитские карикатуры, использующие мотивы и образы, которыми пользовались нацисты в их пропаганде против евреев.

Это явление не сулит ничего хорошего подрастающему поколению, воспитанному на пренебрежении к людям, стремящимся к миру, и поклоняющемуся тем, кто символизирует смерть и разрушение. Дети, подобные тем, которые растут в контролируемом Хамасом секторе Газа и которых с юных лет воспитывают в духе ненависти, убийства и уничтожения , несут трагедию для своего народа и опасность для других народов.

Напрашивается вопрос о том, какое будущее индустрия подстрекательства может предложить подрастающему поколению, воспитание которого состоит в обучении ненависти. Будет ли это поколение способно думать о мире, добрососедстве, терпимости и компромиссе? Может ли палестинское общество создать в умах людей новый настрой, столь необходимый для мира, а не просто подписать соглашение о мире?

Невозможно игнорировать накал эмоций, существующих по обе стороны ближневосточного конфликта. Многие израильтяне также испытывают страдание и чувство глубокого разочарования. Но невозможно поставить знак равенства между чувством гнева и разочарования, существующим на личном уровне, с распространением ненависти на государственном.

В отличие от большой части палестинского общества, израильское общество считает мир благороднейшей целью; это наивысшее устремление каждого израильтянина и всей нации. Стремление к миру и нормализации повседневной жизни занимает центральное место в существовании и культуре Израиля. За годы существования государства миру были посвящены тысячи песен, книг, произведений искусства и статей – их невозможно перечислить. Мир – это глубинная ценность израильтян, величайшая мечта всех матерей и отцов, воплощение сионистской идеи, которая представляет Израиль, живущим в мире и сотрудничестве со всеми соседями.

Нет никакой объяснимой причины того, что израильских детей учат в школе миру и сосуществованию, в то время как палестинских детей воспитывают в духе почитания террористов и готовят к будущему "мучеников" джихада. Те, кто ищет мира, должны воспитывать детей в духе мира, а не проповедовать ненависть и убийство.

 

Признание Израиля

 

Корни конфликта в постоянном нежелании палестинцев и арабского мира признать право еврейского народа на государство на территории своей исторической родины

t    Почему Израиль должен быть признан как еврейское национальное государство?

Если от Израиля требуют признать государство палестинского народа, от палестинцев также следует ожидать полного признания Израиля как национального государства еврейского народа.

Справедливость такого признания очевидна. Государство Израиль является еврейским государством в первую очередь потому, что существует связь еврейского народа с Землей Израиля ("Эрец Исраэль" / Палестина / Святая Земля). Эта связь длится уже три с половиной тысячелетия. Кроме того, евреи, как и все другие народы, имеют право на самоопределение. Важно то, что не существует другой земли, где еврейский народ может воспользоваться этим правом, на которую он может предъявить суверенные права, на которой он может строить свою жизнь в соответствии со своими обычаями и верованиями, языком и культурой, целями и планами на будущее. При этом Израиль видит себя одновременно как еврейское и как демократическое государство, предоставляющее свободу и равенство всем своим гражданам, независимо от их религии, пола и этнической принадлежности.

Право еврейского народа на самоопределение на Земле Израиля было впервые признано Лигой наций в 1922 году. В 1947 году, вскоре после образования ООН, этой организации была принята резолюция №181 Генеральной Ассамблеи , которая призывала к созданию еврейского и арабского государств на территории палестинского мандата. Целью этой резолюции было создать два национальных государства для двух народов. Концепция двух государств для двух народов была принята еврейским населением и отвергнута арабскими странами, которые немедленно начали войну, чтобы уничтожить будущее еврейское государство.

Длинная история конфликта, а также трудности, существующие в настоящее время, ясно демонстрируют истинную причину конфликта – нежелание палестинцев и арабского мира признать право еврейского народа на создание государства на его исторической родине. Это объясняет, почему арабы отвергают одно за другим предложения о разделе земли – начиная с 1947 года, когда ими не был принят план ООН о разделе Палестины, и заканчивая многочисленными отказами рассматривать предложения Израиля о мире, особенно выдвинутые в Кемп-Девиде и Табе в 2000 году. Если бы эти предложения были приняты, то рядом с еврейским государством могло бы быть создано палестинское. Как эти ни прискорбно, усилия палестинцев всегда в большей степени были направлены на уничтожение Израиля, чем на создание собственного государства.

Признание Израиля как суверенного государства для еврейского народа является не просто делом принципа или даже доказательством исторической правды – это признание является фундаментом решения конфликта, поскольку только таким образом Израилю может быть гарантировано продолжение его существования.

Израиль никогда не выдвигал условие признания еврейского характера государства как условие продолжения переговоров. Однако подлинное признание Израиля как суверенного государства еврейского народа является ключом к миру.

 

t    Какова позиция Израиля в отношении палестинского государства?

Подобно тому как предыдущие правительства Израиля вели переговоры об образовании палестинского государства , нынешнее правительство также заявило, что оно готово к переговорам о решении, основанном на его видении мирного и безопасного сосуществования еврейского и палестинского государств .

Израиль не имеет никакого желания править палестинцами. Израиль хотел бы видеть, как его соседи устанавливают самоуправление, имеют собственный флаг, национальный гимн и правительство, способное вести дела государства. Если это правительство способно удовлетворить жизненно важные интересы израильской безопасности и признать право на существование еврейского государства, может быть достигнуто соглашение, согласно которому палестинцы и израильтяне будут достойно жить бок о бок в безопасности и мире.

Однако краеугольным камнем этого соглашения является вопрос о характере создаваемого палестинского государства. Будет ли это государство демократическим, отличающимся законностью и порядком, отказом от террора, насилия и подстрекательств, т.е. государством, с которым Израиль может жить в мире? Или оно будет построено на принципах анархии, деспотизма и экстремизма, которые дадут ему возможность продолжать путь насилия и террора и которые поставят под угрозу не только существование Израиля, но и стабильность во всем регионе?

Меньше всего в настоящее время Ближний Восток нуждается в появлении еще одного государства-банкрота, и Израиль не потерпит создания террористского государства у своих границ. Палестинская агрессии началась задолго до образования государства Израиль, и демилитаризация является единственным путем, который может защитить Израиль и его других соседей от угрозы. Израиль не может позволить, чтобы густонаселенному центру страны угрожали тысячи нацеленных на него ракет. Таким ракетным обстрелам Израиль уже подвергался после одностороннего размежевания в секторе Газа и выхода из Ливана . Израиль также не может допустить повторения волны ужасающих террористических актов , которые последовали за предложениями о создании палестинского государства, выдвинутыми в Кемп-Девиде и Табе в 2000 году.

Без твердых международных гарантий безопасности, которые обеспечат демилитаризацию, территории, населенные палестинцами, могут, подобно Ирану, стать источником опасности для Израиля, для ближневосточного региона и для всего мира.

 

 

Экономика

Израильское правительство предприняло шаги по укреплению и развитию палестинской экономики. Результаты этого шага оказались воодушевляющими

t    Что сделал Израиль для развития экономики Западного берега?

Израильское правительство, понимая, что призывы к образованию палестинского государства, являются необходимым, но не достаточным условием воплощения в жизнь формулы "два государства для двух народов", приняло целый ряд мер – как двусторонних, так и многосторонних - по укреплению и развитию палестинской экономики . В этих мерах участвовали Палестинская автономия, Израиль и международное сообщество, представленное как государственными, так и неправительственными организациями.

Результаты были вдохновляющими. По статистическим данным Всемирного банка и палестинской администрации, в 2009 году валовой внутренний продукт Палестинской автономии возрос на 8%, а представитель "квартета" Тони Блэр в своем интервью газете New York Times предсказал рост экономики в процентах, выражающийся двузначными цифрами. Среди мер, которые привели к этим завидным показателям, были:

1.    Меры содействия   трудоустройству палестинцев и их деловой активности

Израиль принял целый ряд мер, направленных на увеличение показателей занятости среди палестинцев и их деловой активности. Например, Израиль начал выдавать палестинским рабочим больше разрешений на работу, а также больше разрешений на пребывание в ночные часы на территории Израиля (что для работников означает уменьшение расходов, а также возможность работать дополнительные часы и, как следствие, зарабатывать больше денег).   Израиль также увеличил количество особых документов, выдаваемых палестинским предпринимателям, которые облегчают для них въезд в Израиль.

2.    Меры по созданию экономической инфраструктуры

Благодаря своему тесному сотрудничеству с иностранными организациями, как правительственными, так и неправительственными, Израиль способствовал реализации различных проектов по созданию инфраструктуры на Западном берегу. Целью этих проектов является помощь становлению стабильной палестинской экономики.

Среди инвестиций следует отметить участие Агентства США по международному развитию в проекте модернизации северного контрольно-пропускного пункта Гильбоа / Джаламе . Эта инвестиция позволила создать условия для пересечения границы автомобилями, а не только пешеходами. Израильская электрическая компания с помощью предоставившего ей ссуду Европейского инвестиционного банка построила на Западном берегу четыре электрических подстанции. С помощью инвестиций будет также построен жилой район Аль-Джанин в Дженине, первый камень которого уже заложен. В этом районе будет построено 1000 единиц жилья.

3.    Двустороннее экономическое сотрудничество

Израиль также поддерживает стабильное двустороннее сотрудничество с палестинцами, в том числе в налогово-бюджетной области, что помогает палестинской автономии непрерывно получать доход от налогов. Были также возобновлены обсуждения и заседания Объединенной экономической комиссии , созданной в рамках Парижского протокола по экономическим связям. Комиссия провела обсуждение работы пограничных контрольно-пропускных пунктов, пребывания палестинских рабочих в Израиле, перевода денежных средств в Газу и сотрудничества между таможенными службами Израиля и Палестинской администрации. Такое сотрудничество позволяет легко осуществлять импорт и экспорт товаров и услуг.


4.    Конкретные шаги по облегчению свободы передвижения

Стремясь поощрить развитие экономической деятельности, Израиль предпринял шаги по облегчению свободы передвижения по территории Западного берега . Были демонтированы сотни КПП и дорожных заграждений на всей территории Западного берега. После июля 2007 года количество крупных КПП снизилось с 41 до четырнадцати. В настоящее время двенадцать из них работают круглосуточно, что способствует более быстрому переходу границы. Кроме того, по состоянию на август 2009 года, было снято 147 дорожных заграждений.

В дополнение к сказанному выше, Израиль принял меры, позволяющие въезд израильских арабов в города Западного берега, в частности в Дженин, Тулькарм, Йерихо и Бейт-Лехем. Возросшее число израильских арабов, въезжающих в эти города, привело к значительному увеличению объема розничной торговли – только в Дженине, Тулькарме и Шхеме объем продаж в конце недели поднялся до 8 миллионов шекелей.

Заслуживает упоминания и тот факт, что Израиль продлил часы работы и облегчил процедуру перехода границы через мост Алленби, пограничный переход на границе с Иорданией . Этот шаг способствовал заметному улучшению условий для людей, пересекающих границу. Время ожидания заметно сократилось. Согласно официальным палестинским источникам, продление часов работы этого пограничного перехода позволило палестинцам сэкономить десятки миллионов шекелей.

 

 

Поселения

 

Израиль установил контроль над территориями в результате оборонительной войны которую он вел поскольку существовала угроза самому его существованию

t    Является ли Западный берег "оккупированной" или "спорной" территорией?

Израиль начал контролировать Западный берег реки Иордан в 1967 году в результате победы в оборонительной войне. На протяжении почти четверти века палестинцы отказывались от всех предложений Израиля и многократно упускали возможность решить спорные вопросы при помощи переговоров.

Важно помнить, что контроль над территориями перешел к Израилю в результате оборонительной войны, в которую Израиль вступил, чтобы защитить свое право на существование. Этот контроль продолжается из-за непреклонной позиции арабских соседей Израиля, которые упорно отказывались принимать многочисленные предложения Израиля об установлении мира, в том числе и последовавшее сразу после Шестидневной войны предложение о передаче территорий в обмен на мир. В 1979 году Израиль подписал мирный договор с Египтом, а в 1994 году – с Иорданией. Но мирный договор с палестинцами до сих пор не подписан. Пока будущий статус Западного берега является предметом переговоров, притязания Израиля на эту спорную территорию не менее обоснованны, чем притязания палестинцев.

Эта территория в библейские времена была колыбелью еврейской цивилизации, и на ней тысячелетиями жили еврейские общины. Нынешний Израиль связан неразрывными узами со многими историческими памятниками, расположенными на Западном берегу. Однако притязания Израиля на эту территорию основаны не только на древней связи, религиозных верованиях и требованиях безопасности – они основаны на нормах международного законодательства и права.

Присутствие Израиля на этой территории часто неверно называют "оккупацией". Однако, согласно международному праву, оккупированными могут быть названы лишь земли, которые были отобраны у признанного суверенного государства. Последним признанным суверенным государством, владевшим Западным берегом и Газой, была Оттоманская империя, прекратившая свое существование до Первой мировой войны. Установление контроля Иордании и Египта соответственно над Западным берегом и Газой произошло в результате захватнической войны 1948 г., направленной на уничтожение вновь созданного еврейского государства. Их нападение было прямым нарушением 181-й резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 1947 года, известной также как План ООН по разделу Палестины. Поэтому контроль Египта и Иордании над этими территориями никогда не был признан международным сообществом. Более того, суверенное палестинское государство никогда не существовало ни на Западном берегу, ни в каком-либо другом месте мира.

Поскольку на Западном берегу никогда не было суверенной власти, международное право не может рассматривать эти территории как "оккупированные" арабские или палестинские земли, и наиболее правильным было бы называть их спорными территориями.

Однако те, кто выступает от имени палестинской администрации, не только заявляют, что эта территория является оккупированной территорией, они также утверждают, что оккупация – по определению – является незаконной. Однако международный закон не запрещает оккупацию, а старается урегулировать подобные ситуации при помощи международных соглашений и конвенций. В связи с этим утверждения о том, что так называемая "израильская оккупация" является незаконной вне контекста с ее причиной или факторами, приведшими к ее продолжению, являются беспочвенными обвинениями, не имеющими никаких оснований в международном законодательстве.

Палестинцы, стремящиеся представить присутствие Израиля на территориях как главную причину конфликта, игнорируют историческую правду. Палестинский терроризм родился раньше, чем был установлен израильский контроль над территориями (и даже до появления еврейского государства). Организация освобождения Палестины (ООП) была создана в 1964 году, за три года до начала израильского присутствия на территориях. Более того, палестинский терроризм набирал силу именно в те периоды, когда соглашение казалось уже почти достигнутым – в самом разгаре мирного процесса Осло в середине 1990-х годов или после необыкновенно щедрых мирных предложений Израиля в Кемп-Дэвиде и Табе в 2000 году, когда началась вторая интифада .

Таким образом, Западный берег можно рассматривать как спорную территорию. Вопрос о притязаниях различных сторон на эту территорию может быть решен в процессе мирных переговоров. Окончательный статус спорной территории может быть определен в процессе обсуждения вопроса обеими сторонами. Попытки навязать решение посредством террора несостоятельны – они служат лишь поощрению насилия и терроризма. Израиль выражает надежду, что мирные переговоры с его палестинскими соседями будут возобновлены, и в их процессе будет достигнуто долгосрочное соглашение, основанное на справедливости и отвечающее устремлениям обоих народов.

 

t    Должен ли Израиль отойти к границам 1967 года?

Хотя Израиль выразил готовность идти на уступки в процессе мирных переговоров, некоторые продолжают настаивать на безоговорочном прекращении израильского присутствия на Западном берегу (после добровольного одностороннего размежевания Израиля в секторе Газа) и возвращению его к линии прекращения огня 1948 года, которая существовала до Шестидневной войны 1967 года .

Ни в одном из соглашений, подписанных между Израилем и палестинцами, не фигурирует требование об отходе к границам 1967 года. Не существует географических условий, оправдывающих границы 1967 года. И, конечно, никакая логика не может оправдать закрепление случайных границ, существовавших менее 19 лет.

Границы Западного берега, существовавшие до 4 июня 1967 года, не были продиктованы ни историей, ни естественным рельефом местности, ни соображениями демографии, ни положениями международных соглашений. Они были установлены в соответствии с линиями прекращения огня, демаркированными по расположению сторон после Войны за независимость 1948 года. В связи с этим соглашение о прекращении огня, подписанное в 1949 году, воздерживалось от определения этих границ как окончательных политических границ. Эти демаркационные линии отражали дислокацию иорданско-иракских и израильских вооруженных сил в конце Войны за независимость.

Через несколько месяцев после окончания Шестидневной войны Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 242 , которая представляет собой историческое решение по поводу израильско-палестинского конфликта. Резолюция признавала проблематичность границ 1967 года, оставлявших Израиль с четырнадцатикилометровой "тонкой талией", и поддерживала потребность Израиля в "безопасных и признанных границах". Совет безопасности, в частности, не признал требования арабов на формулировку резолюции, которая бы требовала от Израиля полного возврата всей территории, перешедшей к нему в результате войны 1967 года. Резолюция призывала Израиль "отойти с территорий, занятых во время недавних военных действий", а не "со всех территорий" и даже не "с территорий".

На последовавших за этим переговорах о мире речь шла о компромиссных решениях по поводу границ между Израилем и потенциальным палестинским государством. Даже покойный премьер-министр Израиля Ицхак Рабин, награжденный Нобелевской премией мира, заявил в своем последнем обращении к Кнессету , произнесенном в 1995 году незадолго до своей смерти, что Израиль "не вернется к границам 4 июня 1967 года".

Эта позиция отражает как реальные изменения, происшедшие в последние четыре десятилетия, так и проблематичный характер первоначальных границ. Крупные центры израильского населения, построенные на Западном берегу и объединенные в так называемые поселенческие блоки, расположены недалеко от границ 1967 года. Депортация их жителей (а не рационализация границ) не будет поддержана жителями Израиля и станет непреодолимой проблемой для любого правительства Израиля.

Издревле в этой части Эрец Исраэль жили евреи. Лишь в 1948 году в рамках этнической чистки они были выселены с Западного берега. На Западном берегу находятся многие места, имеющие большое религиозное и историческое значение для еврейского народа. Среди них Гробница патриархов в пещере Махпела в Хевроне , где, согласно традиции, похоронены Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка, Яаков и Лея.

К мирному процессу нужно подходить рационально. Для достижения долгосрочных результатов необходимо принять во внимание еврейское присутствие на Западном берегу. До сегодняшнего дня все переговоры по поводу решения о двух государствах для двух народах основывались на этой предпосылке. Окончательное урегулирование должно будет отражать новую реальность, существующую на Западном берегу. Оно потребует уступок от обеих сторон.

 

t    Представляют ли израильские поселения препятствие к миру?

На протяжении многих лет выдвигается утверждение , что главным препятствием к миру является еврейское присутствие на территории Западного берега и Газы (это утверждение по непонятной причине повторяют и после выхода Израиля из сектора Газа). Такой лишенный всякого смысла подход не только сбрасывает со счетов ответственность палестинцев за достижение мирного решения проблемы, но и игнорирует историю конфликта. Он не принимает во внимание нападения на гражданских лиц и войны, начавшиеся за десятилетия до того, как израильские солдаты впервые появились на Западном берегу и в Газе . Такой подход не учитывает подъем терроризма и рост числа ракетных атак, следующих за каждым оставлением Израилем какой-либо территории. Он пренебрегает тысячелетиями еврейского присутствия в Эрец-Исраэль, на исторической родине еврейского народа.

Право евреев на поселение во всех частях Земли Израиля было впервые признано мандатом Лиги наций на Палестину в 1922 году . Целью мандата было обеспечить необходимые условия для создания еврейского национального дома на древней родине еврейского народа. Статья 6 мандата предусматривала "плотное заселение евреями земель, включая государственные земли и пустующие земли, в которых нет необходимости для общественных надобностей".

Единственным периодом за тысячу лет, когда еврейское поселение на Западном берегу было запрещено, был период иорданской оккупации (1948–1967), ставший следствием вооруженного вторжения. В этот период еврейское присутствие на Западном берегу и в Газе было полностью ликвидировано, а продажа евреям земли наказывалась смертной казнью. Невозможно представить, что такой произвол может послужить причиной лишения евреев права строить дома на этих территориях, ведь право собственности на землю, приобретенную до этого периода, остается в силе и сегодня.

 

t    Являются ли поселения нарушением израильско-палестинских соглашений или международного права?

Палестинцы часто заявляют, что поселенческая деятельность является незаконной, и выступают с призывами к Израилю демонтировать поселения. Они требуют, чтобы все евреи покинули территорию Западного берега, что является своего рода этнической чисткой. В противоположность этому внутри Израиля евреи и арабы живут бок о бок. Израильские арабы , которые составляют примерно 20% населения Израиля, являются израильскими гражданами, имеющими равные права с евреями.

Призыв палестинцев избавиться от еврейского присутствия на спорной территории Западного берега является не только дискриминационным и нечестным, но и не имеющим никаких оснований в соглашениях, подписанных между Израилем и палестинцами. В действительности, израильские поселения на Западном берегу не являются нарушением существующих израильско-палестинских соглашений. Призывы палестинцев должны рассматриваться как попытка исказить подписанные соглашения в политических целях. В различных соглашениях, достигнутых между Израилем и палестинцами, начиная с 1993 года, особо оговорен пункт о том, что вопрос поселений будет обсуждаться на переговорах о постоянном статусе сектора Газа и Западного берега, которые должны состояться на последней стадии переговоров о мире. Стороны пришли к недвусмысленному соглашению о том, что   палестинская администрация не имеет юрисдикции над поселениями и не может контролировать их до подписания заключительного соглашения о постоянном статусе.


Палестинцы утверждают, что один из пунктов израильско-палестинского промежуточного соглашения, которое запрещает односторонние шаги по изменению статуса Западного берега, подразумевает запрет поселенческой деятельности. Такая позиция демонстрирует лицемерие палестинской стороны. Запрет односторонних мер имел целью обеспечить положение, при котором ни одна из сторон не сможет предпринимать шаги, меняющие легальный статус этой территории (например, аннексия или одностороннее провозглашение государства), до переговоров о постоянном статусе. Строительство домов не имеет никакого влияния на окончательный постоянный статус местности. Если бы был введен запрет на строительство, это привело бы к необоснованной интерпретации, что ни одна из сторон не имеет право на строительство домов, школ или религиозных объектов.

Было также предъявлено обвинение в том, что в результате строительства поселений происходит перемещение арабских жителей. На самом же деле строительство поселений не имеет целью перемещение арабских жителей; такое переселение не происходит и на практике. Палестинское население Западного берега продолжает расти более высокими темпами, чем израильское население. Кроме того, по данным независимых исследований, застроенные площади поселений (не включая дороги и незаселенные участки) занимают около 3% общей территории Западного берега.

Были предприняты попытки заявить, что поселения являются нарушением международных законов по двум причинам: во-первых, потому что Западный берег объявлен "оккупированной территорией", а во-вторых, потому что государство не имеет права депортировать или осуществлять трансфер части своего гражданского населения на оккупированную им территорию. Однако такие обвинения не имеют законной силы, поскольку спорная территория Западного берега не является суверенной территорией никакого другого государства и поэтому не может считаться "оккупированной территорией", а во-вторых, израильские граждане, поселившиеся на этой территории, не были объектом депортации или трансфера, а добровольно выбрали свое место жительства.

Поскольку притязания Израиля на эту территорию имеют законную силу, израильтяне могут строить на ней свои здания и сооружения на таких же законных основаниях, как палестинцы – свои. Однако израильские правительства, желая пойти на компромисс, проявили желание обсуждать этот вопрос на переговорах, а также добровольно ввели мораторий на создание новых поселений в качестве меры по созданию доверия.

В ноябре 2009 года израильское правительство, стремясь любыми средствами побудить палестинцев пересмотреть свой отказ вернуться за стол переговоров, объявило 10-месячный мораторий на начало строительства новых жилых домов и выдачу разрешений на строительство во всех еврейских поселениях Западного берега. К сожалению, палестинцы отвергли это предложение еще до его официального объявления.

 

t    Оправдывает ли требование палестинцев о полном и постоянном замораживании всей поселенческой деятельности их отказ от переговоров?

Начиная с апреля 2009 года, в связи с отказом палестинцев вернуться за стол переговоров после выборов в Израиле никакие переговоры не проводились. Начиная с 1990-х годов, когда стартовал мирный процесс, ни одна из сторон не выдвигала предварительных условий для начала переговоров. Несмотря на это президент Палестинской автономии Махмуд Аббас в одностороннем порядке заявил, что никакие переговоры не могут быть начаты до тех пор, пока Израиль не согласится на полное прекращение поселенческой деятельности на Западном берегу и строительства еврейских домов в Восточном Иерусалиме.

Внезапное появление такого условия ничем не обосновано – во всех соглашениях, подписанных Палестинской администрацией с Израилем, было указано, что проблема поселений будет решаться на переговорах об окончательном статусе.

Израиль, естественно, не может согласиться с   выдвигаемыми односторонними предварительными условиями, выполнение которых приведет лишь к согласию начать переговоры. Это особенно важно в отношении его столицы – Иерусалима. Израиль также мог бы требовать от палестинцев согласия по вопросам, которые он считает важными, в качестве условия возобновления переговоров. Однако если обе стороны хотят достичь прогресса, они могут возобновить переговоры, не воздвигая новые препятствия на пути к миру.


Несмотря на новые требования палестинцев, правительство Израиля 25 ноября 2009 года решило в качестве меры по укреплению доверия объявить 10-месячный мораторий на начало строительства нового жилья и выдачу разрешений на строительство в еврейских поселениях Западного берега. Эта беспрецедентная демонстрация доброй воли со стороны Израиля была решительно отвергнута палестинской стороной еще до официального заявления израильской стороны.

Израиль многократно проявлял готовность идти на ограничения в вопросе поселений. Еще до решения о введении моратория Израиль в течение долгого времени проводил политику отказа от строительства новых поселений и от отчуждения новых земель для расширения уже существующих. Значение такой политики заключается в том, что не происходит изменений в статусе земель. Строительство внутри существующих населенных пунктов, в том числе сооружение школ, синагог и медицинских учреждений, которое позволяет их жителям вести нормальную жизнь, никоим образом не меняет фактическое положение дел и не предрешает формулировку окончательного соглашения о мире.

Кроме всех этих соображений, необходимо отметить, что Израиль уже демонтировал некоторые поселения. Однако вместо прогресса в мирном процессе он в результате столкнулся с резким ухудшением состояния дел. Например, в 2005 году Израиль в одностороннем порядке пошел на щедрые уступки палестинцам, совершив одностороннее размежевание в секторе Газа . Все поселения сектора Газа и четыре поселения на Западном берегу были демонтированы в надежде стимулировать мирный процесс. Однако случилось противоположное. В ответ на свои уступки Израиль столкнулся с градом тысяч палестинских ракет, направленных на его южные города и населенные пункты.

В свете существующей реальности, в том числе, учитывая наличие центров израильского населения на Западном берегу, нереалистично ждать того, что Израиль полностью примет требования палестинцев о поселениях как необходимое предварительное условие лишь для начала переговоров. Израиль требует от палестинцев вернуться к столу переговоров, чтобы вместе искренне добиваться взаимоприемлемого соглашения о мире.

 

 

 

Иерусалим

Иерусалим который является святым городом для трех монотеистических религий вместе с тем является вечной столицей государства Израиль

t    Каков статус Иерусалима?

Иерусалим – святой город для трех монотеистических религий – иудаизма, христианства и ислама. Уникальный религиозный статус придает особое значение этому городу и всему, что происходит в нем. Израиль признает и гарантирует право всех исповедующих эти религии совершать богослужение в Иерусалиме и защищает религиозные святыни, расположенные как в Иерусалиме, так и во всей стране.

Несмотря на то, что Иерусалим имеет особый статус, связанный с его значением для трех религий, он является вечной столицей государства Израиль .

На протяжении всей истории никакой другой народ, кроме евреев, не сделал Иерусалим своей столицей. Хотя этот город важен и для других религий, иудаизм является единственной религией, которая отводит Иерусалиму центральное место в своих верованиях.

Иерусалим, с которым евреи испытывают неразрывную связь, является "сердцем и душой" духовных и национальных устремлений еврейского народа. Древние евреи, бывшие независимым народом, живущим в Эрец-Исраэль, сделали Иерусалим своей столицей. Три тысячи лет назад царь Давид сделал Иерусалим столицей еврейского народа, заложив тем самым историческую основу для признания его еврейской столицей. Иерусалим оставался столицей до его разрушения римлянами в 70 году, когда еврейский народ потерял свою национальную независимость.

Независимость еврейского народа была восстановлена в 1948 году с образованием государства Израиль. Вскоре после этого Кнессет (израильский парламент) постановил, что Иерусалим станет столицей государства Израиль, несмотря на то, что во время войны 1948 года некоторые его восточные районы были отделены от города иорданцами. В соответствии с этим решением в Иерусалиме были размещены правительственные учреждения, в том числе резиденция президента страны, канцелярия главы правительства, министерства, Кнессет и Верховный суд. В результате Шестидневной войны 1967 года продолжавшемуся 18 лет разделению Иерусалима был положен конец, а в 1980 году Кнессетом был принят " Основной закон: Иерусалим – столица Израиля ", который закрепил статус Иерусалима как единой и неделимой столицы еврейского народа.

Столица Израиля – единый город, и правительство Израиля не проводит различий между различными районами Иерусалима. Все жители Иерусалима, независимо от их расы, религии или этнической принадлежности, свободны выбирать место жительства в любой его части. Подобно тому как арабские жители могут свободно селиться в районах, населенных преимущественно евреями, евреи могут свободно выбирать место в городе, где они будут жить. В некоторых кругах прозвучало требование о запрете проживания евреев в определенных районах города. Это требование столь же необоснованно и незаконно, как и требование о запрете евреям жить в том или ином районе Лондона, Парижа, Москвы или Нью-Йорка.

 

 

Беженцы

t    Имеют ли палестинские беженцы законное "право на возвращение"?

Одновременно с призывами палестинцев о создании собственного государства из уст палестинцев, утверждающих, что они являются потомками беженцев, звучат требования о "праве на возвращение" на земли, находящиеся в пределах границ Израиля, существовавших до 1967 года. Одновременные призывы как к созданию суверенного палестинского государства, так и к признанию национального права на свободную иммиграцию в другое государство (Израиль) являются проявлением лицемерия. Такое право не оговорено международным законодательством. Оно также не было предусмотрено ни одной из имеющих отношение к этому вопросу резолюций ООН и ни одним из соглашений между Израилем и его арабскими соседями.

При нынешних условиях прием Израилем большого числа потомков беженцев невозможен. Учитывая, что нынешнее население Израиля составляет приблизительно 7 миллионов человек (одна пятая из которых – израильские арабы), приток миллионов палестинцев в государство Израиль явится угрозой для Израиля как еврейского государства и будет противоречить его основному определению как исторической родины еврейского народа и убежища для евреев, подвергающихся преследованиям в различных частях мира. Поэтому требование о "возвращении" в Израиль выражает завуалированное стремление уничтожить еврейское государство.

Результатом мирного процесса должно стать мирное сосуществованию двух суверенных государств для двух народов, как указано в плане ООН о разделе Палестины от 1947 года . Палестинское руководство, которое настаивает на требованиях, вступающих в противоречие с сущностью еврейского государства, подрывает возможность мирного урегулирования.

Проблема палестинских беженцев остается нерешенной уже более 60 лет. Она вызывает нестабильность на Ближнем Востоке и приносит страдания многим людям. Однако наряду с социальным и гуманитарным аспектом проблемы важно проанализировать ее причины, а также найти объяснение тому факту, что она не может быть решена уже на протяжении шести десятилетий.

Израиль не считает себя виновным в возникновении и существовании проблемы палестинских беженцев. Поэтому он не может заявить, что несет ответственность за эту проблему, даже если будет очевидно, что такое заявление является лишь актом доброй воли.

Проблема возникла в результате отказа арабского мира от выполнения 181-й резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, согласно которой территория британского мандата должна была быть разделена на два государства – арабское и еврейское, и последовавшей за этим отказом войны, развязанной арабами в надежде уничтожить Израиль. Многие палестинские арабы, жившие на территориях, где происходили военные действия, покинули свои дома, как по требованию арабских лидеров, так и потому, что они боялись оставаться в месте, где происходят боевые действия, и жить под властью евреев. Проблема беженцев никогда бы не возникла, если бы арабские страны и местные палестинские лидеры не навязали Израилю эту войну.

В тот период в различных частях мира происходили многочисленные войны, в результате которых появлялись беженцы. Почти везде эта проблема была решена, и беженцам удалось заново построить свою жизнь. Единственным исключением является проблема палестинцев, которые остаются беженцами по политическим соображениям.

Арабские страны, за исключением одной Иордании, создают видимость неразрешимости проблемы беженцев, чтобы использовать ее как оружие в борьбе против Израиля. Беженцы продолжают жить в густонаселенных лагерях, в бедности и отчаянии. Было предпринято несколько попыток интегрировать их в различные арабские страны, находящиеся в ближневосточном регионе. Беженцы, их дети, внуки и правнуки проживают сегодня в арабских странах, не имея политических, экономических или социальных прав. Эта политика проводилась намеренно с целью привлечь сочувствие международной общественности к палестинской проблеме - за счет самих палестинцев.

Международному сообществу, испытывавшему давление со стороны арабских дипломатических кругов, была навязана негативная роль в консервировании проблемы палестинских беженцев . Несмотря на существование международных норм для решения проблемы беженцев, проблема палестинских беженцев решена не была. Верховный комиссар ООН по делам беженцев , который несет ответственность за создание постоянного дома для беженцев в других частях мира, игнорирует свою ответственность в отношении палестинцев. Было создано специальное Агентство ООН по оказанию помощи палестинским беженцам (UNRWA). Эта организация ограничивает свои действия лишь поддержкой палестинцев, живущих в лагерях беженцев, и ничего не делает для того, чтобы помочь им покинуть эти лагеря.

Международное сообщество уступило политическим требования арабских режимов и сделало для палестинцев исключение в принятом во всем мире определении беженцев (в соответствии с Конвенцией ООН от 1951 года о статусе беженцев и Протоколом по этому вопросу от 1967 года), в котором нет никакого упоминания о потомках беженцев. В соответствии с этим исключением, – которое никогда не было применено по отношению к какой-либо другой группе населения – все поколения потомков палестинских беженцев также считаются беженцами. Это означает, что подавляющее большинство палестинских беженцев, которые требуют права на иммиграцию в Израиль, никогда не жили на его территории. Более того, под новое определение беженцев подпадают и арабы, которые жили на будущей территории Израиля лишь в течение двух лет, а именно десятки тысяч временных работников, которые потянулись в Палестину благодаря экономическому расцвету ее еврейской части. Эти факторы привели к тому, что число палестинских беженцев было раздуто и из сотен тысяч превратилось в миллионы.

Судьба огромного числа палестинских беженцев резко контрастирует с судьбой еще большего числа евреев, которые были изгнаны из арабских стран сразу после образования государства Израиль и оставили там огромное имущество. Несмотря на трудности, сотни тысяч еврейских беженцев стали полноправными гражданами только что образованного бедного государства Израиль.

 

 

Одно государство для двух народов

Наиболее логичным решением конфликта между Израилем и палестинцами является создание двух национальных государств. Образование двунационального государства неизбежно приведет к катастрофе

 

t    Может ли решение о создании двунационального государства привести к справе д ливому урегулированию?

Наиболее логичным решением конфликта между израильтянами и палестинцами является формула "два государства для двух народов". Еврейское и палестинское государство могут удовлетворить национальные устремления как израильтян, так и палестинцев. Единое двунациональное государство не только не приведет к решению конфликта – оно создаст благоприятную почву для дальнейшей конфронтации и борьбы.

Призывы к созданию одного государства для двух народов равнозначны призывам к разрушению государства Израиль. Единственная страна в мире, которая является родиной еврейского народа, прекратит свое существование. Из своей долгой и трагической истории еврейский народ извлек урок, что ему необходимо иметь собственное суверенное государство. Происшедшая с еврейским народом в прошлом веке трагедия, в результате которой была уничтожена треть еврейского народа, доказала необходимость еврейского государства. Исчезновение единственного еврейского государства положит конец чаяниям еврейского народа жить, подобно другим народам, как свободный народ в своей стране, нести ответственность за свою судьбу и придерживаться своих верований, обычаев и национальных ценностей. Решение о создании одного государства для двух народов поддерживают в первую очередь те, кто стремится увидеть конец еврейского государства, те, чья ненависть к Израилю сильнее, чем желание помочь палестинцам.

Кроме уничтожения Израиля, решение о создании одного государства для двух народов приведет к тому, что палестинцы будут лишены надежды на создание собственного государства. Палестинцы, живущие в двунациональном государстве, смогут удовлетворить свои национальные устремления лишь путем установления контроля над вновь сформированным образованием.  

Поэтому одно государство для двух народов неизбежно приведет к катастрофе.

Кроме того, евреи и арабы не имеют общей истории, языка, религии, культуры или ценностей, которые могли бы стать основой для функционирования двунационального государства.

Арабский мир не может похвастаться своими достижениями в создании успешно функционирующего многонационального государства – достаточно лишь взглянуть на изобилующую конфликтами историю Ливана. При этом в Ливане у воюющих сторон гораздо больше общего, чем у евреев с арабами.

Мир видел достаточно кровопролития на Балканах. Это должно преподать ему урок, что такой тип искусственно навязанного сосуществования приводит лишь к насилию и гражданской войне.


Ещё на нашем сайте: Арабо-израильский конфликт в картах

Обратная связь
Email Address : igall@jafi.org

Отослать другу
  
Распечатать
Наверх
пятница 09 Сентябрь 2011 г. (с) Все права принадлежат Еврейскому Агентству для Израиля יום שישי י' אלול תשע"א